В начале романа автор описывает быт и нравы
петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду,
показывая город центром современной жизни, миром новых веяний.
Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит
по французски, разъезжает по балам и праздникам.
И в это общество прекрасно вписывается Онегин.
Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания.
Древняя столица всегда отличалась патриархальностью.
Московское дворянство-образ собирательный в отличие
от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем.
Пушкин, рассказывая о Москве, населяет ее героями грибоедовской
комедии, которых не изменило время:
"Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец".
Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”,
которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора.
Главное занятие московских дворян-пустая болтовня,
слепое подражание всему иностранному, сплетни.
Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует,
что известность человека зависит от его материального
положения.
Пушкин показывает бездуховность столичного общества,
их пустые интересы, тщету и умственную ограниченность.
Бездействие и косность нравов присутствуют везде,
но более образованные столичные дворяне стоят на
иерархической лестнице выше, чем поместные.
1-я глава дает резко сатирическое изображение света.
Значительная часть действия романа происходит в провинции,
в поместьях Онегина и Лариных.
Словно по контрасту со светской жизнью главного героя,
представлявшей собой вихрь развлечений,
быт деревенских дворян размерен до однообразия.
Деревенские развлечения-охота, гости и особое место
занимает бал.
Автор описывает сложившийся ритуал празднества,
в котором значительное место отводится еде.
Затем следуют танцы для молодежи, для старшего поколения-
игра в карты.
Схема торжественного приема та же, что и в светских кругах,
однако в провинции, естественно, все это не столь
пышно и великолепно.
Например, в ходу старомодные танцы, давно забытые в
столичном свете.
Писатель иронично намекает на это, рассказывая о дяде
Онегина:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
...Онегин шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не смотрел.
Ярким примером мелкопоместного дворянства является
семья Лариных, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны.
Семья Лариных-эта та среда, в которой выросла Татьяна,
впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность
и сердечность поместных нравов и уклада жизни.
Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна,
Отец Татьяны, “добрый малый, но в веке запоздалый”,
вел простой обывательский образ жизни, какой вели его
родители и деды:
“в халате ел и пил;
покойно жизнь его катилась;
под вечер иногда сходилась
соседей добрая семья,
нецеремонные друзья,
и потужить, и позлословить,
и посмеяться кой о чем”.
Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам,
никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению
дочери, в общем, “был простой и добрый барин”,
необремененный интеллектом и образованием.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь,
но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу
повезли к венцу”.
Она “рвалась и. плакала сначала”,
но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”.
Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:
Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы..
Сходство: примитивные интересы, праздность, увлечение французскими романами. Различия: провинциальные более гостеприимные, душевные, простодушные, а столичные - более высокомерные, заносчивые.
В начале романа автор описывает быт и нравы
петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду,
показывая город центром современной жизни, миром новых веяний.
Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит
по французски, разъезжает по балам и праздникам.
И в это общество прекрасно вписывается Онегин.
Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания.
Древняя столица всегда отличалась патриархальностью.
Московское дворянство-образ собирательный в отличие
от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем.
Пушкин, рассказывая о Москве, населяет ее героями грибоедовской
комедии, которых не изменило время:
"Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец".
Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”,
которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора.
Главное занятие московских дворян-пустая болтовня,
слепое подражание всему иностранному, сплетни.
Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует,
что известность человека зависит от его материального
положения.
Пушкин показывает бездуховность столичного общества,
их пустые интересы, тщету и умственную ограниченность.
Бездействие и косность нравов присутствуют везде,
но более образованные столичные дворяне стоят на
иерархической лестнице выше, чем поместные.
1-я глава дает резко сатирическое изображение света.
Значительная часть действия романа происходит в провинции,
в поместьях Онегина и Лариных.
Словно по контрасту со светской жизнью главного героя,
представлявшей собой вихрь развлечений,
быт деревенских дворян размерен до однообразия.
Деревенские развлечения-охота, гости и особое место
занимает бал.
Автор описывает сложившийся ритуал празднества,
в котором значительное место отводится еде.
Затем следуют танцы для молодежи, для старшего поколения-
игра в карты.
Схема торжественного приема та же, что и в светских кругах,
однако в провинции, естественно, все это не столь
пышно и великолепно.
Например, в ходу старомодные танцы, давно забытые в
столичном свете.
Писатель иронично намекает на это, рассказывая о дяде
Онегина:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
...Онегин шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не смотрел.
Ярким примером мелкопоместного дворянства является
семья Лариных, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны.
Семья Лариных-эта та среда, в которой выросла Татьяна,
впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность
и сердечность поместных нравов и уклада жизни.
Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна,
впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность
и сердечность поместных нравов и уклада жизни.
Отец Татьяны, “добрый малый, но в веке запоздалый”,
вел простой обывательский образ жизни, какой вели его
родители и деды:
“в халате ел и пил;
покойно жизнь его катилась;
под вечер иногда сходилась
соседей добрая семья,
нецеремонные друзья,
и потужить, и позлословить,
и посмеяться кой о чем”.
Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам,
никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению
дочери, в общем, “был простой и добрый барин”,
необремененный интеллектом и образованием.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь,
но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу
повезли к венцу”.
Она “рвалась и. плакала сначала”,
но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”.
Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:
Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы..
Сходство: примитивные интересы, праздность, увлечение французскими романами. Различия: провинциальные более гостеприимные, душевные, простодушные, а столичные - более высокомерные, заносчивые.