Зеркалов основе рассматриваемой темы лежит понятие - «зеркало». функциональная значимость зеркала состоит в «идентификации» отражаемого самому себе.зеркало в толковых словарях определяется как «стеклянный и металлический предмет с отполированной поверхностью для отражения находящихся перед ним предметов».зе́ркало — гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения).первым зеркалом было природное зеркало - зеркало воды («жидкое» зеркало). человек испокон веков встречается со своим зеркальным двойником.зеркальное отражение сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. с этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека).при гадании часто используется зеркало, чтобы заглянуть в будущее.со временем зеркало стало привычным предметом, но всё равно сохраняло свою загадку. это нашло своё отражение в мифологии разных стран. сложилось представление о зеркале как о границе с потусторонним миром. люди стали думать, что зеркало отражает иной мир – мир духов, мир умерших. одна из функций зеркала как двери в потусторонний мир. страна зазеркалье в зазеркалья особенно часто использовался в народных и сказках. сказки содержат плоскость симметрии, аналогичную волшебному зеркалу. в сказках о зазеркалье сказочное пространство и время способно чудодейственно сжиматься и растягиваться. в нем могут происходить необычные отклонения величин от их среднего значения, позволяющие герою совершать фантастические действия (например, переноситься на огромные расстояния, исчезать из виду и т. в зазеркалье привычное свободно пересекается с небывалым. это придает пространству своеобразную мозаичность: обыденное и волшебное перемежаются друг с другом.в греческой мифологии персей убил медузу горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд горгоны превращал людей в камень).в средневековых текстах зеркало является образом, символом иного мира. зеркало есть символ вечности, поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.зеркало в искусстве средневекового востока — это художественный образ мира, в котором живëт божество. так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой заклинательные тексты.в сказке г.х.андерсена «снежная королева» первая глава называется «зеркало и его осколки», в ней повествуется о том, как злющий-презлющий тролль «смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже». ученики тролля носились с ним по всей земле и захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом. чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках».
Вобразе мцыри, как и во многих других образах, созданных поэтом, заложено протестующее начало, великая сила духа. его характер поражает невероятной цельностью, благородством побуждений, нравственной чистотой. он старается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество. монастырь становится тюрьмой для героя, кельи кажутся ему душными, стены — сумрачными и , стражи-монахи — трусливыми и жалкими. он ощущает себя рабом и узником. его страстный порыв к свободе рождает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» . герой побеждает непроизвольный романтический порыв, вызванный появлением молодой грузинки у горного потока. он сознательно отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. только вне монастыря мцыри живет, хоть и короткой, но полной жизнью. только эти дни он называет блаженством. герой горячо любит родину и хочет сражаться за ее свободу. автор с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. в душе мцыри — настоящий воин, хотя ему и не довелось участвовать в битвах. ему снятся сражения, в которых он побеждает, мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв» . он убежден, что мог бы стать «в краю отцов не из последних удальцов» .с детских лет юноша отличался суровой сдержанностью. и, гордясь этим, он говорит: «ты помнишь детские года слезы не знал я никогда» . трагическое одиночество в монастыре еще сильнее закалило волю мцыри. не случайно в грозовую ночь он бежал из монастыря, враждебного «закону сердца» : его душа чувствовала единение с грозой; он «как брат обняться с бурей был бы рад» . за те три дня, в течение которых герой блуждал в поисках дороги в родной край, томимый голодом, израненный и больной, он увидел и пережил намного больше того, что он видел за годы жизни в монастыре. он заново осмыслил свою жизнь. и понял, что смысл ее — не в смиренном существовании, а в постоянной борьбе за свободу, за естественные человеческие радости, за полное рамужество и стойкость мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. его не страшит гибель, так как возврат в монастырь для него — продолжение прежних страданий. и приближение смерти не ослабляет гордого, вольнолюбивого духа героя. он не испытывает раскаяния за свой побег. как и прежде, он бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни «между крутых и темных скал» , где он играл ребенком. скрытие личности ничто не могло бы сломить дух лермонтовского героя, разрушить цельность характера, ослабить его мужественность и героизм. «что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри. это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью» , — писал в свое время критик в. г. белинский. и я также считаю, что во многом образ мцыри явился отражением души и стремлений самого автора.