Что вы знаете о главном герое рассказа Слепцове? Запишите не менее 4 фактов о главном герое. Отвечайте кратко. Запишите так:
Факты из жизни главного героя.
Охарактеризуйте душевное состояние Слепцова. Дайте развернутый ответ на вопрос. Вспомните, что чувствует герой в начале (1,2,3 глава). А что он чувствует потом (4 глава)? Почему меняется его эмоциональное состояние? Используйте в ответе не менее 1 цитаты.
Объем не менее 50 слов.
серого.
Раскольников имеет тайную формулу существования: "Ко всему подлец-человек привыкает! " Он опускается. Нравственно. Он может позволить себе некоторую нечистоплотность. В своей похожей на фоб каморке он может спать не раздеваясь. "Он был задавлен бедностью, — пишет Достоевский, — он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Даже шляпа — высокий циммермановский цилиндр, — рыжая, без полей, безобразно заломленная набок. И
пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, все выражает в этом человеке внутренний разлад и отсутствие гармонии.
Он ходит, говорит, смеется — как в лихорадке. Это лихорадочное состояние не оставляет его до конца книги. "Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею? " — вот цена билета в царство власти и свободы.
Все у Раскольникова — внешность, мысли, поступки — предел антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников решается на злодейство, в -нем пробуждается некий злодейский гений педантизма и расчетливости. Петельку для топора пришивает слева, фальшивый заклад заворачивает так, чтобы старушка помучилась, а не развязала быстро пакетик. Ради одного только:
"Свобода и власть". А главное, власть! "Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником".
Может, и стоила жизнь никчемной старушонки этой великой цели, да только чем оценить стоимость другой невинной жертвы — тихой, богомольной старухиной сестры — Лиэаветы? Достоевский сразу и сначала понимает высшую ценность любой человеческой жизни. Ему это проще — он через собственную казнь.
Это должен понять Раскольников. Автор пишет: "С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде не было". Раскольников убил. Он стал Наполеоном. Он очутился в предельной нравственной ситуации. "Неподвижная идея", владеющая его душой, лежащая в основании его философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.
Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь уже сам писатель. Результатом его стали глубокие нравственные и религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося многое из пережитого на образ Раскольникова. Вплоть до таких мелочей, как Евангелие под подушкой в каторжном госпитале. Здесь сходятся рисунки внутренней духовной биографии писателя и его героя. И в этом одна из причин того, что роман имеет очень светлый и счастливый конец.
Раскольников обретает любовь и душевное успокоение. "Но тут начинается новая история, — пишет Достоевский, — история постепенного обновления человека".
Вот начало, можете продолжить в том же духе, получится сказочка:
И снилось мне, что мы, как в сказке,
Несемся в полночь на салазках.
В салазки кони впряжены,
Они, как ночь – черным-черны.
Несут нас лесом, без дороги,
А мы с тобой давно продрогли.
А мы с тобой заледенели,
Навстречу нам всё сосны, ели,
Дремучий лес нас окружил,
Мороз его заворожил.
Вдали наметился рассвет –
Далекий солнышка привет.
И кони наши приустали,
Бежать не так ретиво стали.
Лес поредел, и вот опушка.
На ней колодец и избушка.
И вьется из трубы парок.
Выходит бабка на порог.
Стара, дряхла, в ковровой шали.
«Прости, бабуль, что помешали.
Ты приюти нас, дай согреться».
«Я вас бы приняла всем сердцем,
Да вот беда: нет у меня
Ни дров, ни пищи, ни огня».