Для доказательства правильности суждения критика необходимо вспомнить все основные моменты короткой жизни Мцыри, свидетельствующие о непоколебимой силе духа юноши, волевом начале, преодолении всех препятствий во имя достижения главной цели своей жизни — «пройти в родимую страну», прижать свою «пылающую грудь» к «груди другой, хоть незнакомой, но родной».
Необходимо вспомнить, как проявлялся уже в детстве у семилетнего пленного мальчика «могучий дух его отцов», как зреет в его душе стремление во что бы то ни стало вырваться из своей «тюрьмы» на свободу, в «чудный мир тревог и битв», туда, где «люди вольны, как орлы». Эта «пламенная страсть», тоска по родине заставляют его принять единственное решение — тайно убежать из монастыря.
Сама кавказская природа, зов которой он чувствовал, находясь в монастыре, близка его бурному сердцу. Ему не страшно покидать монастырь «в ужасный час», не пугают крики шакалов, горные ущелья и потоки — все вызывает у него чувство радости, ощущение полной свободы, возможность достигнуть цели — дойти до родимой стороны. Трехдневные скитания заставляют Мцыри и радоваться красоте окружающего мира (ранний рассвет после грозовой ночи), и ощущать слияние с ней, видеть в ней своего друга и в то же время почувствовать к себе враждебное отношение природы (ночь второго дня). Он смог заставить себя преодолеть желание пойти за молодой грузинкой, смог превозмочь муки голода ради главной цели, но потеря дороги, ощущение невозможности найти ее (вокруг «зубчатый лес», «терновник, спутанный плющом», исчезнувшие из вида горы) впервые вызывают сознание своей бес Но эту минутную слабость силой воли ему удается преодолеть и выступить достойным противником в битве с барсом. «Могучий дух», «исполинская натура» Мцыри проявляются в этом смертельном бою с опасным хищником.
«Могучий дух» Мцыри ощущается читателем и в дальнейшем повествовании. Несмотря на многочисленные раны, потерю крови, страшную слабость, теряя последние силы, он продолжает путь. И лишь далекий звон монастырского колокола убеждает его в бесплодности попыток «пройти в родимую страну».
Необходимо вспомнить, как проявлялся уже в детстве у семилетнего пленного мальчика «могучий дух его отцов», как зреет в его душе стремление во что бы то ни стало вырваться из своей «тюрьмы» на свободу, в «чудный мир тревог и битв», туда, где «люди вольны, как орлы». Эта «пламенная страсть», тоска по родине заставляют его принять единственное решение — тайно убежать из монастыря.
Сама кавказская природа, зов которой он чувствовал, находясь в монастыре, близка его бурному сердцу. Ему не страшно покидать монастырь «в ужасный час», не пугают крики шакалов, горные ущелья и потоки — все вызывает у него чувство радости, ощущение полной свободы, возможность достигнуть цели — дойти до родимой стороны. Трехдневные скитания заставляют Мцыри и радоваться красоте окружающего мира (ранний рассвет после грозовой ночи), и ощущать слияние с ней, видеть в ней своего друга и в то же время почувствовать к себе враждебное отношение природы (ночь второго дня). Он смог заставить себя преодолеть желание пойти за молодой грузинкой, смог превозмочь муки голода ради главной цели, но потеря дороги, ощущение невозможности найти ее (вокруг «зубчатый лес», «терновник, спутанный плющом», исчезнувшие из вида горы) впервые вызывают сознание своей бес Но эту минутную слабость силой воли ему удается преодолеть и выступить достойным противником в битве с барсом. «Могучий дух», «исполинская натура» Мцыри проявляются в этом смертельном бою с опасным хищником.
«Могучий дух» Мцыри ощущается читателем и в дальнейшем повествовании. Несмотря на многочисленные раны, потерю крови, страшную слабость, теряя последние силы, он продолжает путь. И лишь далекий звон монастырского колокола убеждает его в бесплодности попыток «пройти в родимую страну».