Что значат следующие выражения?
Хуже уже не будет - некуда .
Счастливый глаз .
Относиться спустя рукава .
Подсаживал зубы на полку .
Постигнуть на собственной шкуре .
Аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение.
2. Почему произведение Ч. Айтматова называется «Первый учитель»? Аргументируйте свой ответ.
Анализ и интерпретация
Аргументированно ответьте на вопросы.
3. «Люди нашего аула очень любят веселье. Празднуют по любому поводу…» Что служило поводом для празднований?
4. Герои из произведения Ч. Айтматова «Первый учитель» делятся на положительных и отрицательных? Заполните таблицу. Каков принцип такого разделения?
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Снег-
Пушистый, а не кот, холодный, а не мороженое, блестит, а не зеркало.
Подсолнух-
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
Листья-
С ветки в речку упадет
И не тонет, а плывет.
Дождь-
А как сумерки настали,
нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
и польет нам огород.
Лес-
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю —хворостиной.
Вот как-то весной собрались ребята в лес за клюквой, в это время ягода бывает сладкая. Как только сошел снег ее видимо не видимо на полянках, которые называют кладовые солнца. Дети вспомнили про одно место, где этой ягоды можно насобирать целое ведро с одного метра. Сперва они шли вместе пока не дошли до развилки. Там Настя пошла по широкой дорожке, а Митраша выбрал на узкую тропинку. Заблудиться он не боялся, так как взял с собой и компас и даже ружье. За то что мальчик был собранный и всегда старался запастись нужными вещами его прозвали «мужичок в мешочке».
В лесу через который шли ребята жила собака Травка, когда-то она принадлежала леснику, а после его смерти осталась одна. Тоскливо ей было и она частенько выла. Этот вой услышал волк и решил ее поймать, но в тот самый момент когда ее можно было схватить собака помчалась за зайцем.
Митраша шел незаметной тропкой и попал в болото, хорошо сообразил бросить ружье плашмя, на нем и держался пока его случайно не нашла Травка. Тут из-за кустов появился волк, Митраша не долго думая выстрелил и убил его. Пока брат бродил по болоту Настя насобирала ягод.
Вернувшись домой дети рассказали о своем приключении. Мало кто им поверил, но некоторые особо любопытные отправились в лес и привезли волка. Теперь «мужичка в мешочке» зауважали еще больше.
Вовсе не обязательно быть взрослым и опытным, чтобы убить матерого волка с которым не могла справиться специальная бригада, достаточно немного везения.
Этот рассказ не только о приключениях двух сироток. Еще одним действующим лицом выступает в нем сама природа. А все происходящее в нем наталкивает на многие мысли.
Всем нам известно, что природа – наша кормилица. Не зря, кстати, рассказ назван так – «кладовая солнца». Это – те дары, что принимаем мы от природы и они безграничны. Нужно только уметь ими пользоваться. Этому и учит произведение.