Чтобы ответить на эти важные во- просы, обратитесь к частным вопросам
и заданиям.
Жизнь постоянно ставит чело-
1. Л. Н. Толстой очень коротко века в ситуацию выбора. Как пра-
говорит о внешности Костылина, а пор- вило, окончательное решение, выход
трета Жилина не дает совсем. Найдите из этой ситуации зависят от самого
в тексте отдельные детали внешности человека. При этом очень важно
героев. Какими вы их представляете? быть психологически готовым, уметь
2. Сравните поведение Жилина правильно сделать свой выбор.
и Костылина в различных эпизодах
рассказа: при захвате в плен; в споре о
выкупе; в плену; в эпизоде первого побега; перед
вторым побегом.
3. Почему Жилин отправил домой письмо с
неправильным адресом, чтобы оно не дошло до
матери?
4. Сравните начало третьей и четвертой
глав: “Жил так Жилин с товарищем месяц
целый" (3-я глава); “Прожил так Жилин месяц
(4-я глава). Чем отличаются так сходные между
собой предложения? Как это отличие сказывается
в содержании глав?
5. Как менялось отношение горцев к Жилину
и почему?
6. Какие черты характера Жилина
ему в итоге бежать из плена?
2. Глава начинается с рассказа о пари Печорина и Вулича. В этом споре Вулич доказывает существование предначертания свыше. Он стреляет в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки он остается в живых. Что это: игра случая или судьба? Печорин уверен, что судьба. Именно эта его уверенность появлению ощущения, что это происшествие не конец, а только начало основных, скорее всего, трагических событий в жизни. В философском споре между ними определились их жизненные позиции: Вулич, как человек, связанный с Востоком, верит в предопределение, а Печорин выступает в роли человека-носителя практического мышления: «... если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?...» . Печорин, все подвергающий сомнению, не соглашается с Вуличем, ему недостаточно доказательств, приведенных офицером, он должен проверить себя сам и испытать свою судьбу. Парадоксально, но именно он предсказывает близкую смерть Вуличу, основываясь лишь на том, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то страшный отпечаток неизбежности судьбы» .
3. Однако Печорин не только не убеждается в существовании предопределения, а, наоборот, приходит к мысли, что человек «всегда смелее идет вперед, когда не знает, что его ожидает» . Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его исповедь, его размышления о самом себе и своих поступках. Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума» : их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха» . Им остается тратить свою жизнь на развлечения, пьянство, это жизнь без смысла и высоких идей. И то, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом» . Это «лишние люди» , в этом их трагедия, а эпизод, где Печорин играет со смертью, доказывает это