Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1. Определить границы эпизода2, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
кто они?
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
автора;
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
Охарактеризовать героев - участников эпизода:
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
друг к другу;
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
олицетворения:
Пусть сосны и ели, закутавшись, спят;
На сучьях гостим;
Играли с лучами, Купались в росе!
Солнце знает, кого карать и миловать.
Зима... веселая была, плясало солнце от холоду
на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Эпитеты: угрюмая (страна), лёгкое (племя) ,
тощая (зелень) ,буйные (ветры), игривые (ручьи);
(леса) безмолвны; густые (лапы елей), (блеск) холодный;
млечное, ленивое (сиянье); скрипучий (обоз)
девичье (сердце), горячими (лучами)
антитеза: Закутавшись, спят - Цветём и блестим;
Любовь и страх в ее душе боролись
Метафоры: лёгкое племя;
Игривые ручьи, — в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья;
"сердечная остуда" в душе Снегурочки;
"следы стужи" в сердце;
она тает "от сладких чувств любви"
Сравнения:
Опущены густые лапы елей,
Как старые, нахмуренные брови.
Сосульками янтарная смола.
Как жар горит луна.
Объяснение:
вроде так
:)
олицетворения:
Пусть сосны и ели, закутавшись, спят;
На сучьях гостим;
Играли с лучами, Купались в росе!
Солнце знает, кого карать и миловать.
Зима... веселая была, плясало солнце от холоду
на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Эпитеты: угрюмая (страна), лёгкое (племя) ,
тощая (зелень) ,буйные (ветры), игривые (ручьи);
(леса) безмолвны; густые (лапы елей), (блеск) холодный;
млечное, ленивое (сиянье); скрипучий (обоз)
девичье (сердце), горячими (лучами)
антитеза: Закутавшись, спят - Цветём и блестим;
Любовь и страх в ее душе боролись
Метафоры: лёгкое племя;
Игривые ручьи, — в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья;
"сердечная остуда" в душе Снегурочки;
"следы стужи" в сердце;
она тает "от сладких чувств любви"
Сравнения:
Опущены густые лапы елей,
Как старые, нахмуренные брови.
Сосульками янтарная смола.
Как жар горит луна.
Объяснение:
вроде так
:)