На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих. Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов. Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать. Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу. Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров. Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из какой-то далекой страны.
Как в 18 веке разделение русского языка на высокий и низкий жанры мешало прогрессу в литературе, так сейчас мешает её развитию предвзятое представление о таком литературном жанре как фантастика. Постепенно языковые жанры смешались… Фантастика со страниц Гоголя со временем вышла на самостоятельный путь. Уже Булгаковым было сказано: «Я мистический писатель»… Но большинство образованных людей ставят фантастику на один уровень с низкопробной литературой, заполонившей в последнее время не только прилавки книжных магазинов, но и книжные полки читающего населения. Такое отношение к фантастике в принципе оправдано, так как большинство фантастических произведений содержат лишь новую идею, а иногда слегка измененную версию старой, но при этом редко глубоко проникают в какие-либо нравственные проблемы. Несмотря на это несправедливо такое отношение к произведениям братьев Стругацких. Аркадий и Борис Стругацкие являются мастерами не только фантастического жанра. В своих произведениях за ярлыком «фантастика» они поместили поиски решений или сами решения всех тех проблем, которые поднимались ещё со времён «Повести временных лет». Нет, они не переписывали старое, Стругацкие перекопали все проблемы с современной точки зрения, рассмотрели их со стороны общества крнца 20 века. Что в принципе и делали все гиганты классики. Раскрыли Стругацкие и новые проблемы, нашли решения некоторым старым. Но заслуга Стругацких в том, что однозначного ответа они не дают – есть только пути решения, каждый притягателен и отвратителен по своему. Основные атрибуты фантастики: чужие планеты, пришельцы, мутанты, роботы, разумные существа, находящиеся на различных стадиях развития, являются просто основой для идеи. Стругацкие по сути являются собирателями и синтезаторами огромного количества философского, языкового, жанрового, юмористического и общекультурного наследия. Универсализм А. И Б. Стругацких в поколениях не потеряется. Их читали и будут читать, но отсутствие их в школьной программе будет упущением огромного временного пласта в школьно литературе. Школа начнёт отставать от реальности, как от реальности отставали реформы М. Ломоносова, хотя и вносили свой вклад в русскую культуру. s Стругацкие и классика. В культуре всегда очень высоко ценилась и ценится классика. Классическое означает эталонное, постоянное. Чтобы произведение стало классическим оно должно выдержать проверку временем и быть признанным потомками современников писателя. Классическая литература должна быть правильно огранённым камнем и все грани должны блестеть: тема, идея, мотивы, язык…
поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой
медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный
шкаф и затих.
Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у
него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял
целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.
Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна
непременно проснется и погонит спать.
Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она
танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.
Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы
чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть,
сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши.
Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы
переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с
крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.
Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать
Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до
спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет
цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был морякрм и привез этот букетик из
какой-то далекой страны.
высокий и низкий жанры мешало прогрессу
в литературе, так сейчас мешает её
развитию предвзятое представление о
таком литературном жанре как фантастика.
Постепенно языковые жанры смешались…
Фантастика со страниц Гоголя со временем
вышла на самостоятельный путь. Уже
Булгаковым было сказано: «Я
мистический писатель»… Но большинство
образованных людей ставят фантастику на
один уровень с низкопробной литературой,
заполонившей в последнее время не только
прилавки книжных магазинов, но и книжные
полки читающего населения. Такое
отношение к фантастике в принципе
оправдано, так как большинство
фантастических произведений содержат
лишь новую идею, а иногда слегка
измененную версию старой, но при этом
редко глубоко проникают в какие-либо
нравственные проблемы. Несмотря на это
несправедливо такое отношение к
произведениям братьев Стругацких.
Аркадий и Борис Стругацкие являются
мастерами не только фантастического
жанра. В своих произведениях за ярлыком
«фантастика» они поместили поиски
решений или сами решения всех тех
проблем, которые поднимались ещё со
времён «Повести временных лет». Нет, они
не переписывали старое, Стругацкие
перекопали все проблемы с современной
точки зрения, рассмотрели их со стороны
общества крнца 20 века. Что в принципе и
делали все гиганты классики. Раскрыли
Стругацкие и новые проблемы, нашли
решения некоторым старым. Но заслуга
Стругацких в том, что однозначного ответа
они не дают – есть только пути решения,
каждый притягателен и отвратителен по
своему.
Основные атрибуты фантастики: чужие
планеты, пришельцы, мутанты, роботы,
разумные существа, находящиеся на
различных стадиях развития, являются
просто основой для идеи. Стругацкие по
сути являются собирателями и
синтезаторами огромного количества
философского, языкового, жанрового,
юмористического и общекультурного
наследия. Универсализм А. И Б. Стругацких
в поколениях не потеряется. Их читали и
будут читать, но отсутствие их в школьной
программе будет упущением огромного
временного пласта в школьно литературе.
Школа начнёт отставать от реальности, как
от реальности отставали реформы М.
Ломоносова, хотя и вносили свой вклад в
русскую культуру. s Стругацкие и классика.
В культуре всегда очень высоко ценилась и
ценится классика. Классическое означает
эталонное, постоянное.
Чтобы произведение стало классическим
оно должно выдержать проверку временем
и быть признанным потомками
современников писателя.
Классическая литература должна быть
правильно огранённым камнем и все грани
должны блестеть: тема, идея, мотивы,
язык…