Тема №2 Эта повесть рассказывает о детстве маленького мальчика ,у которого в 6 лет умер отец ,и они с матерью приехали на житьё к отцу матери ,деду Каширину ,в Нижний Новгород .У деда была своя красильная мастерская ,в его доме жило много народу :его сыновья со своими семьями .В этом доме будущий писатель Максим Горький увидел " свинцовые мерзости жизни" и на всю жизнь возненавидел тех ,кто подличает ,врёт ,обижает слабых ,бывает зол и немилосерден .В этом доме Алёша Пешков ( это настоящее имя автора ) получил первые уроки грамоты ( от деда ) и первые розги ( от него же ) .Здесь он познакомился с людьми ,сыгравшими большую роль в его жизни . Воспоминания детства очень важны для человека .От того ,какое у него было детство ,зависит его дальнейшая жизнь Судьба А .Пешкова ( будущего писателя М .Горького ) в этом отношении очень показательна . .У него было трудное детство : с побоями ,подлостью ,бездушием ,обманом .Но Алёша не озлобился ,а стал отзывчивым и добрым человеком . Почему же в в суровых условиях действительности Алёша Пешков сохранил доброе сердце и стал известным писателем ,всю жизнь защищавшим обездоленных ему стать таким воспоминания детства и люди ,которые встретились на жизненном пути .Во - первых ,это бабушка Акулина Ивановна .Писатель так вспоминает о ней : "Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом.
До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни."
Бабушка никогда не унывала .Была сильным и хорошим человеком .Её поведение во время пожара ,когда все растерялись ( даже бойкий дед) ,говорит о силе её духа ,стойкости и мужестве .Эти черты Акулина Ивановна Каширина передала своему внуку .Когда дед разорился ,стал скупым и даже чаинки для заварки учитывал ,именно бабушка нашла как-то выжить в эти годы .Алёша навсегда запомнил её и следовал её заветам и принципам - любви к людям и выстоять в суровых жизненных обстоятельствах .
Вторым человеком ,оказавшим большое влияние на мальчика , был Ванька Цыганок ,подмастерье в доме деда .Он добр ,отзывчив ,милосерден ,трудолюбив и необыкновенно талантлив .Алёша с совершенным восторгом наблюдал за Иваном .А меня поразил эпизод ,как во время порки Алёши Цыганок подставлял свою руку под удары разъярённого деда ,который просто мог до смерти засечь мальчишку Именно Иван многому научил Алёшу Сильный ,великодушный и добрый подмастерье безвременно погиб по вине завистливых дядьёв . Но он сумел посеять в душе ребёнка семена мужественности и стойкости ,
Ещё одним человеком ,повлиявшим на формирование стойкого характера Алёши ,был учёный- химик Хорошее Дело .Он относился к любознательному мальчику искренне и душевно .Уделял ему много времени .Беседовал и развивал его .Горький называет учёного-химика ,"лучшим из людей в своём Отечестве" .Это была для мальчика школа жизни .
И конечно " живую душу" в Алёше книги .Они стали его настоящими друзьями на всю жизнь
Участие этих персонажей в судьбе мальчика ему вспоминать своё детство как счастливую пору стать хорошим человеком и преодолеть все тяготы суровых условий жизни.
первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала корнилова, но вскоре автор признается: «я почувствовал: что-то у меня не получается».
начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя. этой автор отвечал на вопросы, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации так, а не иначе. семья – носительница того, что мы называем культурой. поэтому в центре внимания шолохова разные поколения семьи мелеховых.
в семье мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. пусть его поступки круты, тон решителен и непреклонен, члены семьи сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий григорий.
качества характера пантелея прокофьевича: ум, чувство достоинства, верность казацким обычаям, труженичество, честность, смекалка, жажда независимости, суровость, нежное отношение к внукам. и в то же время враждебность и презрение к иным обычаям, иногородним «хохлам», собственничество, граничащее со скопидомством, жестокость по отношению к чужакам.
ильинична и наталья: верность в , терпение, чадолюбие, жалость к слабому, поддерживание родственных отношений, готовность на самопожертвование ради детей и семьи.
одной из очаровательных и в то же время сложных героинь является дарья. о её происхождении нам ничего не известно. сама героиня в конце романа говорит: «у меня ни сзади, ни спереди никого нет».
воплощением женственности и страсти в романе является аксинья. мы по-разному относимся к этой героине. кто-то ею восторгается, а кто-то осуждает за то, что она способствовала разрушению семьи григория, но привлекательность таких натур состоит в противоречивости характера.
наверное, самым светлым, незапятнанным в романе шолохова является образ дуняшки. именно ей автор отводит роль хранительницы семейного очага, доверив детей григория.
одной из ценностей в системе казацкого уклада, показанной в романе, является материнство.
обратите внимание на интересную параллель в романе: дети являются мерилом жизненности самих героинь.
не имея, в сущности детей, дарья быстро умирает как женщина. отсутствие детей становится «господним наказанием».
аксинья родила дитя от степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребёнок умер, не дожив и до года». от григория родила танюшку, она стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к григорию. как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. детей григория взяла после смерти натальи к себе. «они охотно называли её мамой», но она оставляет их, когда уезжает с григорием, и гибнет от пули, не оставив после себя никого.
наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею.
шолохов приходит к выводу, что смерть женщины – это зло, беда, это смерть семьи
крушение семьи как основной ячейки общества проницательно уловил автор романа в народной среде.
на долю шолохова выпало описать, как был уничтожен этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни, столь дорогой его сердцу. разрушена крепкая и большая семья мелеховых. кто в этом виноват? никто не ответит на этот вопрос, не отвечает на него и шолохов. но он заставляет нас задуматься над тем, что могут сотворить люди сами с собой, когда перестают думать друг о друге и не хотят заглянуть вперед, чтобы предвидеть и осознать следствия своих поступков.
Эта повесть рассказывает о детстве маленького мальчика ,у которого в 6 лет умер отец ,и они с матерью приехали на житьё к отцу матери ,деду Каширину ,в Нижний Новгород .У деда была своя красильная мастерская ,в его доме жило много народу :его сыновья со своими семьями .В этом доме будущий писатель Максим Горький увидел " свинцовые мерзости жизни" и на всю жизнь возненавидел тех ,кто подличает ,врёт ,обижает слабых ,бывает зол и немилосерден .В этом доме Алёша Пешков ( это настоящее имя автора ) получил первые уроки грамоты ( от деда ) и первые розги ( от него же ) .Здесь он познакомился с людьми ,сыгравшими большую роль в его жизни .
Воспоминания детства очень важны для человека .От того ,какое у него было детство ,зависит его дальнейшая жизнь Судьба А .Пешкова ( будущего писателя М .Горького ) в этом отношении очень показательна . .У него было трудное детство : с побоями ,подлостью ,бездушием ,обманом .Но Алёша не озлобился ,а стал отзывчивым и добрым человеком . Почему же в в суровых условиях действительности Алёша Пешков сохранил доброе сердце и стал известным писателем ,всю жизнь защищавшим обездоленных ему стать таким воспоминания детства и люди ,которые встретились на жизненном пути .Во - первых ,это бабушка Акулина Ивановна .Писатель так вспоминает о ней : "Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом.
До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни."
Бабушка никогда не унывала .Была сильным и хорошим человеком .Её поведение во время пожара ,когда все растерялись ( даже бойкий дед) ,говорит о силе её духа ,стойкости и мужестве .Эти черты Акулина Ивановна Каширина передала своему внуку .Когда дед разорился ,стал скупым и даже чаинки для заварки учитывал ,именно бабушка нашла как-то выжить в эти годы .Алёша навсегда запомнил её и следовал её заветам и принципам - любви к людям и выстоять в суровых жизненных обстоятельствах .
Вторым человеком ,оказавшим большое влияние на мальчика , был Ванька Цыганок ,подмастерье в доме деда .Он добр ,отзывчив ,милосерден ,трудолюбив и необыкновенно талантлив .Алёша с совершенным восторгом наблюдал за Иваном .А меня поразил эпизод ,как во время порки Алёши Цыганок подставлял свою руку под удары разъярённого деда ,который просто мог до смерти засечь мальчишку Именно Иван многому научил Алёшу Сильный ,великодушный и добрый подмастерье безвременно погиб по вине завистливых дядьёв . Но он сумел посеять в душе ребёнка семена мужественности и стойкости ,
Ещё одним человеком ,повлиявшим на формирование стойкого характера Алёши ,был учёный- химик Хорошее Дело .Он относился к любознательному мальчику искренне и душевно .Уделял ему много времени .Беседовал и развивал его .Горький называет учёного-химика ,"лучшим из людей в своём Отечестве" .Это была для мальчика школа жизни .
И конечно " живую душу" в Алёше книги .Они стали его настоящими друзьями на всю жизнь
Участие этих персонажей в судьбе мальчика ему вспоминать своё детство как счастливую пору стать хорошим человеком и преодолеть все тяготы суровых условий жизни.
первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала корнилова, но вскоре автор признается: «я почувствовал: что-то у меня не получается».
начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя. этой автор отвечал на вопросы, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации так, а не иначе. семья – носительница того, что мы называем культурой. поэтому в центре внимания шолохова разные поколения семьи мелеховых.
в семье мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. пусть его поступки круты, тон решителен и непреклонен, члены семьи сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий григорий.
качества характера пантелея прокофьевича: ум, чувство достоинства, верность казацким обычаям, труженичество, честность, смекалка, жажда независимости, суровость, нежное отношение к внукам. и в то же время враждебность и презрение к иным обычаям, иногородним «хохлам», собственничество, граничащее со скопидомством, жестокость по отношению к чужакам.
ильинична и наталья: верность в , терпение, чадолюбие, жалость к слабому, поддерживание родственных отношений, готовность на самопожертвование ради детей и семьи.
одной из очаровательных и в то же время сложных героинь является дарья. о её происхождении нам ничего не известно. сама героиня в конце романа говорит: «у меня ни сзади, ни спереди никого нет».
воплощением женственности и страсти в романе является аксинья. мы по-разному относимся к этой героине. кто-то ею восторгается, а кто-то осуждает за то, что она способствовала разрушению семьи григория, но привлекательность таких натур состоит в противоречивости характера.
наверное, самым светлым, незапятнанным в романе шолохова является образ дуняшки. именно ей автор отводит роль хранительницы семейного очага, доверив детей григория.
одной из ценностей в системе казацкого уклада, показанной в романе, является материнство.
обратите внимание на интересную параллель в романе: дети являются мерилом жизненности самих героинь.
не имея, в сущности детей, дарья быстро умирает как женщина. отсутствие детей становится «господним наказанием».
аксинья родила дитя от степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребёнок умер, не дожив и до года». от григория родила танюшку, она стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к григорию. как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. детей григория взяла после смерти натальи к себе. «они охотно называли её мамой», но она оставляет их, когда уезжает с григорием, и гибнет от пули, не оставив после себя никого.
наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею.
шолохов приходит к выводу, что смерть женщины – это зло, беда, это смерть семьи
крушение семьи как основной ячейки общества проницательно уловил автор романа в народной среде.
на долю шолохова выпало описать, как был уничтожен этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни, столь дорогой его сердцу. разрушена крепкая и большая семья мелеховых. кто в этом виноват? никто не ответит на этот вопрос, не отвечает на него и шолохов. но он заставляет нас задуматься над тем, что могут сотворить люди сами с собой, когда перестают думать друг о друге и не хотят заглянуть вперед, чтобы предвидеть и осознать следствия своих поступков.