А мы живём в мертвящей пустоте... А мы живём в мертвящей пустоте, — Попробуй, надави — так брызнет гноем... И страх мертвящий заглушаем воем, И вечно первые, и люди, что в хвосте.
И обязательное жертвоприношенье, Отцами нашими воспетое не раз, Печать поставило на наше поколенье, Лишило разума, и памяти, и глаз.
И запах крови, многих веселя... 1979 г. Этот набросок стихотворения написан в 1979 году, за год-полтора до смерти поэта. В нем чувствуется одиночество, безысходность, недовольство обществом и собой. Гной – это признак воспалительного процесса, который накапливается при разложении тканей. Именно таким больным - за пока скрытым внешним благополучием - видит Владимир Высоцкий современное ему общество. Восхваление (социалистического в его время) общества, пропаганда жертвенного служения ему, по мнению поэта, мешает критическому осмыслению настоящего и Идеалы и герои социалистической революции, уже не могут служить опорой: это пустота. Страшно жить так, без идеалов, цели и перспективы, но смертельно страшны изменения, поэтому лицемерный хвалебный вой самоуспокоения идет от всех слоев общества. И тех, которым по долгу положено, и тех, которые довольны, что за них решают, как жить. Поэт предчувствовал развал Союза, до которого оставалось 12 лет. И последняя строчка - про запах крови – тоже предсказание Афганской войны, внесший свой вклад в распад государства. Но, возможно, лирический герой не отделял себя от общества. Измученный гастролями и находящий поддержку в стимуляторах, поэт говорил и о своем конце. Странно, но поэтических средств мало. Эпитеты – мертвящая пустота и мертвящий страх, вечно первые, люди, что в хвосте, наши отцы, обязательное жертвоприношение. Олицетворение жертвоприношения. Оно и "поставило", и "лишило". Оно же и метафора –. выжигающего плоть клейма. Метафоры также "вой" и "гной". Противопоставление – вечно первые и люди, что в хвосте. В стихотворении мало ярких и звонких звуков, но много шипящих: Ч Щ.Ж Ш.З.С. Это создает впечатление хриплого дыхания, образ агонии. В наброске две строфы, написанных ямбом: пятистопным в первой и шестистопным во второй строфе; строчки с женской рифмой включают еще одну, неполную, стопу. Такая метрика создает ритм ( марша или стука сердца?) в довольно длинной строфах. Рифма в первая строфе опоясывающая, во второй - перекрестная. Общее впечатление: стихотворение вызывает раздумья. Мы можем только высказывать предположения, т.к. то, что хотел сказать автор дальше, он унес с собой. Жаль, что оно не окончено, т.к. достаточно интересно.
Я не люблю себя, когда я трушу. Я не терплю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу. Тем более — когда в нее плюют. В. Высоцкий
Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд. Мне хочется поговорить о его стихотворении “Я не люблю”. Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.
Я не люблю фальшивого исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, В которое болею или пью. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и еще — Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо.
В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.
Я не люблю, когда наполовину, Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрела в упор.
И как у большого поэта, у Высоцкого от личного “я” идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.
Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или — когда все время против шерсти, Или — когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово “честь” забыто И коль в чести наветы за глаза.
Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений. Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: “Я не люблю...” Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию. Он не хочет подстраиваться ни” к чьему мнению, голосу — пусть теперь послушают его собственный.
Когда я вижу сломанные крылья — Нет жалости во мне, и неспроста. Я не люблю насилья и бессилья, Вот только жаль распятого Христа.
Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.
Я не люблю себя, когда я трушу, Я не терплю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более — когда в нее плюют. Я не люблю манежи и арены — На них мильон меняют по рублю. Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю!
Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени.
А мы живём в мертвящей пустоте, —
Попробуй, надави — так брызнет гноем...
И страх мертвящий заглушаем воем,
И вечно первые, и люди, что в хвосте.
И обязательное жертвоприношенье,
Отцами нашими воспетое не раз,
Печать поставило на наше поколенье,
Лишило разума, и памяти, и глаз.
И запах крови, многих веселя...
1979 г.
Этот набросок стихотворения написан в 1979 году, за год-полтора до смерти поэта. В нем чувствуется одиночество, безысходность, недовольство обществом и собой.
Гной – это признак воспалительного процесса, который накапливается при разложении тканей. Именно таким больным - за пока скрытым внешним благополучием - видит Владимир Высоцкий современное ему общество. Восхваление (социалистического в его время) общества, пропаганда жертвенного служения ему, по мнению поэта, мешает критическому осмыслению настоящего и
Идеалы и герои социалистической революции, уже не могут служить опорой: это пустота. Страшно жить так, без идеалов, цели и перспективы, но смертельно страшны изменения, поэтому лицемерный хвалебный вой самоуспокоения идет от всех слоев общества. И тех, которым по долгу положено, и тех, которые довольны, что за них решают, как жить.
Поэт предчувствовал развал Союза, до которого оставалось 12 лет. И последняя строчка - про запах крови – тоже предсказание Афганской войны, внесший свой вклад в распад государства.
Но, возможно, лирический герой не отделял себя от общества. Измученный гастролями и находящий поддержку в стимуляторах, поэт говорил и о своем конце.
Странно, но поэтических средств мало.
Эпитеты – мертвящая пустота и мертвящий страх, вечно первые, люди, что в хвосте, наши отцы, обязательное жертвоприношение.
Олицетворение жертвоприношения. Оно и "поставило", и "лишило".
Оно же и метафора –. выжигающего плоть клейма. Метафоры также "вой" и "гной".
Противопоставление – вечно первые и люди, что в хвосте.
В стихотворении мало ярких и звонких звуков, но много шипящих: Ч Щ.Ж Ш.З.С. Это создает впечатление хриплого дыхания, образ агонии.
В наброске две строфы, написанных ямбом: пятистопным в первой и шестистопным во второй строфе; строчки с женской рифмой включают еще одну, неполную, стопу. Такая метрика создает ритм ( марша или стука сердца?) в довольно длинной строфах.
Рифма в первая строфе опоясывающая, во второй - перекрестная.
Общее впечатление: стихотворение вызывает раздумья. Мы можем только высказывать предположения, т.к. то, что хотел сказать автор дальше, он унес с собой. Жаль, что оно не окончено, т.к. достаточно интересно.
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу.
Тем более — когда в нее плюют.
В. Высоцкий
Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд.
Мне хочется поговорить о его стихотворении “Я не люблю”. Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.
Я не люблю фальшивого исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.
Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.
И как у большого поэта, у Высоцкого от личного “я” идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово “честь” забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений. Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: “Я не люблю...” Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию. Он не хочет подстраиваться ни” к чьему мнению, голосу — пусть теперь послушают его собственный.
Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста.
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены —
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю!
Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени.