Стихотворение «русь» ивана саввича никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. именно с него началась слава поэта, вынужденного до того вести жизнь, далёкую от творчества. стихотворение посвящено теме родины. оно начинается с описания прекрасной природы. поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой природы и любуемся ими вместе с автором.широко ты, русь,по лицу землив красе царственнойразвернулася! однако не только природа затрагивает душу поэта. он вспоминает о славном и трагическом прошлом родной земли: о татарских полчищах, набегах врагов с запада, войнах, , разорённых городах и деревнях. но русь не пала под натиском врагов, а собрала все свои силы и выстояла. она стала могучей, сильной, непобедимой, славной, богатой. вместе с автором мы испытываем чувство гордости за свою страну, читая эти строки: это необыкновенное стихотворение легко читается. оно напоминает фольклорное произведение, простое, но звучное, чёткое, строгое. это стихотворение передаёт не только чувства поэта, но и любовь к родине всякого простого человека.
Бэла – черкешенка, похищенная печориным. она жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". характерной чертой её народа является гармония с окружающим миром. печорин тоже стремится обрести ее в любви к бэле. однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. образ бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость печорина к этому миру. кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться бэла привлекает печорина. однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. старый и добрый максим максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". восторгаясь ее прелестью и веселостью, максим максимыч осуждает печорина, охладевшего к бэле после того, как услышал заветное "да". бэла, также заметившая перемену в печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не его ни одним словом. ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. ее смерть – счастье для нее и трагедия для печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит бэла (порывистость, горячность, страстность), печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. с бэлой – яркое тому подтверждение).