«Дары волхвов» (англ. The Gift of the Magi) — рождественская новелла О.Генри. Рассказ представляет собой отсылку к библейским мифам — главные герои сравниваются с волхвами, пришедшими к новорожденному Иисусу; говорится, что «если бы царица Савская проживала в доме напротив, Делла, помыв голову, непременно просушивала бы у окна распущенные волосы — специально для того, чтобы заставить померкнуть все наряди и украшения ее величества», а часам Джима мог бы позавидовать сам царь Соломон. Видимо, такие сравнения означают то, что если все легендарные цари имели много материальных сокровищ, то семья Диллингхем обладает не меньшими духовными богатствами. Многое построено на контрасте — дом семейной пары стар, сер, окружающая действительность также не очень ярка. Однако, Джим и Делла своей любовью словно «раскрашивают» мир, и мрачного, неуютного ощущения у читателя не возникает. 9 серия 11 сезона мультсериала «Симпсоны» называется «Grift of the Magi», что является одной из многочисленных аллюзий на рассказ.
Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество. Накануне Рождества молодая семейная пара — Джим и Делла Диллингхем — обнаруживает, что у них не хватает денег на праздничные подарки друг другу. Делла решает продать свои роскошные каштановые локоны (часть «сокровищ, составлявших предмет их гордости») и купить мужу платиновую цепочку для его золотых часов (второе «сокровище»). Вечером Джим приходит домой с подарком для жены. Молодые люди раскрывают свёртки, и… выясняется, что Джим продал свои часы, чтобы купить дорогой набор гребней, о котором Делла давно мечтала. Но это вовсе не портит праздник двух любящих сердец. Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.
Волхвы принесли младенцу три дара: золото, ладан и смирну (мирро). В лексике учебника «Закон Божий» (курсив сохранён) — и поднесли ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное благовонное масло)[4] Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары царю Израиля: …цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему… (Пс. 70:6-7) Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской. Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение: Золото — это царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём; Ладан — это дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»); Смирна — это дар тому, кто должен умереть, так как смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей жертве искупления Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчающихся Распятием, будет умащение ног миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ. Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена Волхвами.
Сравнивая, приходим к выводу, что между оценками героев много общего, но скупые, полные глубокого смысла фразы Хорошего Дела Алеше взглянуть на жизнь более широко и осмысленно. Они вошли в душу мальчика, стали для него жизненными вехами.
Перечитаем эпизод «Прощание Алеши с Хорошим Делом», написанный с волнующей задушевностью, и постараемся войти в мир чувств и переживаний героев в этот момент. Анализ этой сцены учащимся осмыслить ту высокую оценку, которую дает Горький Хорошему Делу: «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране — лучших людей ее...»
Подводя итоги беседы, где речь шла о дружбе взрослого человека и ребенка, отметим, что, будь сам Алеша менее чутким, он не только никогда не понял бы Хорошего Дела, но и не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из. лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу и свидетельствовала о том, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека. В лице Алеши торжествует мысль Горького о неискоренимости и превосходстве в изображенной им жизни положительного начала, лучшего, что есть в народе.
Изучение произведения закончено, и мы предлагаем учащимся составить устный рассказ или подготовить сочинение на одну из тем («Алеша Пешков», «Бабушка Акулина Ивановна», «Судьба деда Каширина») (см. главу о развитии устной и письменной речи, с. 17). Перед тем как Читатели начнут работать, желательно, чтобы они посмотрели кинофильм «Детство», который является удачной экранизацией повести. Подростки еще раз встретятся с героями Горького, соотнесут свои представления о них с теми образами, которые возникнут на экране, расширят свое видение окружающей героев обстановки. Все это будет тому, что Читатели более глубоко раскроют понимание повести и ее героев. Учитывая возросший интерес читателей к личности Алеши Пешкова, на уроке внеклассного чтения продолжим разговор о дальнейшей судьбе мальчика, показанной писателем во второй части трилогии — «В людях».
«Дары волхвов» (англ. The Gift of the Magi) — рождественская новелла О.Генри.
Рассказ представляет собой отсылку к библейским мифам — главные герои сравниваются с волхвами, пришедшими к новорожденному Иисусу; говорится, что «если бы царица Савская проживала в доме напротив, Делла, помыв голову, непременно просушивала бы у окна распущенные волосы — специально для того, чтобы заставить померкнуть все наряди и украшения ее величества», а часам Джима мог бы позавидовать сам царь Соломон. Видимо, такие сравнения означают то, что если все легендарные цари имели много материальных сокровищ, то семья Диллингхем обладает не меньшими духовными богатствами.
Многое построено на контрасте — дом семейной пары стар, сер, окружающая действительность также не очень ярка. Однако, Джим и Делла своей любовью словно «раскрашивают» мир, и мрачного, неуютного ощущения у читателя не возникает.
9 серия 11 сезона мультсериала «Симпсоны» называется «Grift of the Magi», что является одной из многочисленных аллюзий на рассказ.
Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество.
Накануне Рождества молодая семейная пара — Джим и Делла Диллингхем — обнаруживает, что у них не хватает денег на праздничные подарки друг другу. Делла решает продать свои роскошные каштановые локоны (часть «сокровищ, составлявших предмет их гордости») и купить мужу платиновую цепочку для его золотых часов (второе «сокровище»).
Вечером Джим приходит домой с подарком для жены. Молодые люди раскрывают свёртки, и… выясняется, что Джим продал свои часы, чтобы купить дорогой набор гребней, о котором Делла давно мечтала. Но это вовсе не портит праздник двух любящих сердец.
Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.
Волхвы принесли младенцу три дара: золото, ладан и смирну (мирро). В лексике учебника «Закон Божий» (курсив сохранён) —
и поднесли ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное благовонное масло)[4]
Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары царю Израиля:
…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…
(Пс. 70:6-7)
Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской.
Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение:
Золото — это царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
Ладан — это дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
Смирна — это дар тому, кто должен умереть, так как смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей жертве искупления Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчающихся Распятием, будет умащение ног миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена Волхвами.
Сравнивая, приходим к выводу, что между оценками героев много общего, но скупые, полные глубокого смысла фразы Хорошего Дела Алеше взглянуть на жизнь более широко и осмысленно. Они вошли в душу мальчика, стали для него жизненными вехами.
Перечитаем эпизод «Прощание Алеши с Хорошим Делом», написанный с волнующей задушевностью, и постараемся войти в мир чувств и переживаний героев в этот момент. Анализ этой сцены учащимся осмыслить ту высокую оценку, которую дает Горький Хорошему Делу: «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране — лучших людей ее...»
Подводя итоги беседы, где речь шла о дружбе взрослого человека и ребенка, отметим, что, будь сам Алеша менее чутким, он не только никогда не понял бы Хорошего Дела, но и не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из. лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу и свидетельствовала о том, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека. В лице Алеши торжествует мысль Горького о неискоренимости и превосходстве в изображенной им жизни положительного начала, лучшего, что есть в народе.
Изучение произведения закончено, и мы предлагаем учащимся составить устный рассказ или подготовить сочинение на одну из тем («Алеша Пешков», «Бабушка Акулина Ивановна», «Судьба деда Каширина») (см. главу о развитии устной и письменной речи, с. 17). Перед тем как Читатели начнут работать, желательно, чтобы они посмотрели кинофильм «Детство», который является удачной экранизацией повести. Подростки еще раз встретятся с героями Горького, соотнесут свои представления о них с теми образами, которые возникнут на экране, расширят свое видение окружающей героев обстановки. Все это будет тому, что Читатели более глубоко раскроют понимание повести и ее героев. Учитывая возросший интерес читателей к личности Алеши Пешкова, на уроке внеклассного чтения продолжим разговор о дальнейшей судьбе мальчика, показанной писателем во второй части трилогии — «В людях».