фазиль (фазиль) искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
идея рассказа «тринадцатый подвиг геракла» серьезна и глубока. писатель размышляет над тем, что и социальное мужество в человеке далеко не всегда, что, обладая храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. и вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. и это вполне справедливо. и еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. и только потерянную совесть еще никто не находил». ф. искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
проблемы, поднимаемые писателем, актуальны и для нашего времени.
Как говорится, не повезло Женьке Сидорову! Перед самым концом четверти он схлопотал двойку по ненавистной ему биологии. Мама его очень разозлилась и увезла его на дачу, под надежный присмотр двух дядюшек: дяди Васи и дяди Жоры. Все ребята веселились, на ёлки ходят, в кино, а онна даче. Но как раз самое интересное начинается именно здесь. Дядюшки-то оказались изобретателями и как начал наш Женька путешествовать из их сарайчика по разным векам и странам. И везде-то он, неугомонный, пытается историю как бы переписать немного, подправить: то Цезарю откроет секрет страшного заговора против него, то среднего брата (в обход старшего) на престол посадит, то уличит нерадивых отроков в неграмотности и перевирании слов. Да и опасностей повидал он не мало: и казнить-то его хотели, и высечь, и тележка времени сломалась. А самое удивительное: все исторические персонажи — один в один Женькины знакомые. Дядя Вася — вылитый Цезарь, дядя Жора — Помпей, Максим Емельяныч — Наполеон. И без учителей не обошлось: историчка Ирина Алексеевна очень похожа на Марину Мнишек, а ботаничка Раиса Яковлевна — копия боярыни Морозовой. Это приключенческая повесть-сказка, весьма интересная и поучительная, в которой смешались реальная жизнь и самые невероятные происшествия. А ведь все началось всё с того, что пятиклассник пионер Сидоров получил возможность путешествовать на волшебной тележке ("машине времени") в различные исторические эпохи.
фазиль (фазиль) искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
идея рассказа «тринадцатый подвиг геракла» серьезна и глубока. писатель размышляет над тем, что и социальное мужество в человеке далеко не всегда, что, обладая храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. и вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. и это вполне справедливо. и еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. и только потерянную совесть еще никто не находил». ф. искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
проблемы, поднимаемые писателем, актуальны и для нашего времени.