Сейчас у нас много говорят и пишут о судьбе казахского языка. Да, его положение на сегодняшний день не совсем завидное. Да, мне больно слышать неказахскую речь в общении казахов между собой, особенно в среде молодежи. Но я не испытываю по этому поводу глубокого пессимизма и не совсем понимаю тех, кто потерял надежду на достойное будущее нашего родного языка. Я верю, может это наступит не так быстро, как этого хочется, но наш язык будет в Казахстане доминирующим, истинно государственным.
Такая уверенность основана на следующих фактах. По официальным данным переписи населения 1999 года [Статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. — Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002], из почти 8 млн. казахов проживающих в стране, всего 51,4 тысяча (0,64%) ответили, что не знают родного языка. В то же время почти 1 млн. 700 тысяч населения других национальностей ответили, что знают казахский язык. Из них — 666,5 тысяч русских (14,9 % от их общей численности), почти 300 тысяч узбеков (80%), 158,3 тысячи татар (80,5%), 169,3 тысячи уйгур (63,6%) и т.д. То есть 64,4% всего населения Казахстана владеют казахским языком.
Не хочу расширять данные факты анализом лет после переписи. Несомненно ситуация изменилась в лучшую сторону. К тому же, обретение независимости отменило политику, основанную на бесперспективности личности, не владеющей русским языком. Такая политика ушла в небытие и идет лишь борьба за ликвидацию последствий пережитой нами целой эпохи.
Поэтому, причиной моего обращения к Вам является не столько “бедственное” положение казахского языка, сколько проблема, связанная с судьбой неказахоязычных казахов проживающих в Казахстане. К той полусотне тысяч казахов, не знающих языка своих предков, несомненно, тяготеет и определенная часть наших родственников, считающих себя владеющим родной язык, но не использующих его в повседневной жизни. Каково же будущее казахов, которое будет создаваться не без участия этих вот двух групп. Ведь мы будем вынуждены впоследствии оправдываться: “…в сложных перипетиях истории казахов часть этноса лишилась родного языка и ассимилировалась с другими нациями”. Неужели мы можем это допустить?!
Зная о безгранично весомой роли языка в формировании личности и осознавая ответственность перед потомками, я не в силах отвлечь себя от переживаний за судьбу своих однокровцев (қандастар), которых навсегда может покинуть вместе с родным языком и казахский дух. Иногда, в периоды, когда по жизни складываются безвыходные ситуации и мечешься в поисках путей решения, во сне приходят информации, указывающие на необходимость совершения каких-то действий, которые должны в разрешении этих проблем. И как подсказка свыше, мне приснился сон…
“Открытая поляна, покрытая зеленью среди поселения. Время перед рассветом. Я Вам горячо рассказываю о проблемах казахского языка. Это продолжается прилично. Вы молчите. И вдруг Вы уходите, сказав, что скоро вернетесь. В ожидании, я прохаживаюсь по поляне и усиленно думаю о доводах, которые я сейчас Вам приведу. В определенный миг меня осенило, и я решил Вам рассказать о следующем: “Я недавно для себя сделал открытие и это вот о чем…”. На этом самом месте я проснулся, и после глубоких раздумий понял, что мне следует написать Вам письмо и досказать недосказанное. Вот так вот и зародилось данное обращение.
Язык по определению психологии это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Неоспоримой действительностью, изученной и доказанной исследователями философии жизнедеятельности человека, можно считать то, что от сложности и богатства языка зависит мыслительная личности. Иначе говоря, язык является механизмом, стимулирующим рост интеллектуального потенциала человека.
о приличное время вынуждены были жить на заработки своего зятя.
Я никогда не был националистом и никогда им не стану. Однако горжусь нашей национальной культурой и своим родным языком. И если в этом письме я говорю об определенных интеллектуальных нашей нации, то делаю это не для унижения других наций и народностей. Всегда был убежден в том, что общечеловеческая культурная ценность в планетарном масштабе должна состоять из самых лучших проявлений культур наций, населяющих нашу планету. У казахской нации есть ценности, которые с честью могут быть представлены в качестве достижений высокой культуры мировой цивилизации.
Нелюдимый, огромный, неуклюжий, глухонемой дворник Герасим, приехавший в город из убогой деревеньки искренне влюбляется в прачку, хрупкую женщину, Татьяну.
Цитата: "...Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычанием закивал головой..."
"...С того дня он уж ей не давал покоя: куда бывало она ни пойдет, он уж тут как тут..."
Неумело, как может, Герасим начинает ухаживать за Татьяной.
Цитата: "...идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит..."
И, наконец, Герасим пытается защитить Татьяну даже от крестьян, которые ее окружают, особенно не нравился ему Капитон, которого однажды "отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им."
Герасим хотел жениться на Татьяне и просить разрешения у барыни, но ему мечталось предстать перед невестой в новом кафтане, который ему был обещан дворецким, вот поэтому он ждал и медлил с предложением.
А в это время барыня решила поженитьТатьяну и Капитона.
Горю Герасима не было конца, Татьяне было искренне жаль его, и, чтобы разонравиться ему, она однажды прикидывается пьяной, зная, что Герасим терпеть не может пьяных людей. План сработал, и дворник перестал ухаживать за Татьяной, стал угрюмым и старался не обращать внимания ни на Татьяну, ни на Капитона.
Перед своим отъездом Татьяна тепло попрощалась с Герасимом, по‑христиански три раза поцеловав его, а тот в свою очередь подарил Татьяне красный платок.
Цитата: "...Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад..."
Такова история взаимоотношений Герасима и Татьяны, дворника и прачки.
Уважаемый Олжас аға!
Сейчас у нас много говорят и пишут о судьбе казахского языка. Да, его положение на сегодняшний день не совсем завидное. Да, мне больно слышать неказахскую речь в общении казахов между собой, особенно в среде молодежи. Но я не испытываю по этому поводу глубокого пессимизма и не совсем понимаю тех, кто потерял надежду на достойное будущее нашего родного языка. Я верю, может это наступит не так быстро, как этого хочется, но наш язык будет в Казахстане доминирующим, истинно государственным.
Такая уверенность основана на следующих фактах. По официальным данным переписи населения 1999 года [Статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. — Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002], из почти 8 млн. казахов проживающих в стране, всего 51,4 тысяча (0,64%) ответили, что не знают родного языка. В то же время почти 1 млн. 700 тысяч населения других национальностей ответили, что знают казахский язык. Из них — 666,5 тысяч русских (14,9 % от их общей численности), почти 300 тысяч узбеков (80%), 158,3 тысячи татар (80,5%), 169,3 тысячи уйгур (63,6%) и т.д. То есть 64,4% всего населения Казахстана владеют казахским языком.
Не хочу расширять данные факты анализом лет после переписи. Несомненно ситуация изменилась в лучшую сторону. К тому же, обретение независимости отменило политику, основанную на бесперспективности личности, не владеющей русским языком. Такая политика ушла в небытие и идет лишь борьба за ликвидацию последствий пережитой нами целой эпохи.
Поэтому, причиной моего обращения к Вам является не столько “бедственное” положение казахского языка, сколько проблема, связанная с судьбой неказахоязычных казахов проживающих в Казахстане. К той полусотне тысяч казахов, не знающих языка своих предков, несомненно, тяготеет и определенная часть наших родственников, считающих себя владеющим родной язык, но не использующих его в повседневной жизни. Каково же будущее казахов, которое будет создаваться не без участия этих вот двух групп. Ведь мы будем вынуждены впоследствии оправдываться: “…в сложных перипетиях истории казахов часть этноса лишилась родного языка и ассимилировалась с другими нациями”. Неужели мы можем это допустить?!
Зная о безгранично весомой роли языка в формировании личности и осознавая ответственность перед потомками, я не в силах отвлечь себя от переживаний за судьбу своих однокровцев (қандастар), которых навсегда может покинуть вместе с родным языком и казахский дух. Иногда, в периоды, когда по жизни складываются безвыходные ситуации и мечешься в поисках путей решения, во сне приходят информации, указывающие на необходимость совершения каких-то действий, которые должны в разрешении этих проблем. И как подсказка свыше, мне приснился сон…
“Открытая поляна, покрытая зеленью среди поселения. Время перед рассветом. Я Вам горячо рассказываю о проблемах казахского языка. Это продолжается прилично. Вы молчите. И вдруг Вы уходите, сказав, что скоро вернетесь. В ожидании, я прохаживаюсь по поляне и усиленно думаю о доводах, которые я сейчас Вам приведу. В определенный миг меня осенило, и я решил Вам рассказать о следующем: “Я недавно для себя сделал открытие и это вот о чем…”. На этом самом месте я проснулся, и после глубоких раздумий понял, что мне следует написать Вам письмо и досказать недосказанное. Вот так вот и зародилось данное обращение.
Язык по определению психологии это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Неоспоримой действительностью, изученной и доказанной исследователями философии жизнедеятельности человека, можно считать то, что от сложности и богатства языка зависит мыслительная личности. Иначе говоря, язык является механизмом, стимулирующим рост интеллектуального потенциала человека.
о приличное время вынуждены были жить на заработки своего зятя.
Я никогда не был националистом и никогда им не стану. Однако горжусь нашей национальной культурой и своим родным языком. И если в этом письме я говорю об определенных интеллектуальных нашей нации, то делаю это не для унижения других наций и народностей. Всегда был убежден в том, что общечеловеческая культурная ценность в планетарном масштабе должна состоять из самых лучших проявлений культур наций, населяющих нашу планету. У казахской нации есть ценности, которые с честью могут быть представлены в качестве достижений высокой культуры мировой цивилизации.
Нелюдимый, огромный, неуклюжий, глухонемой дворник Герасим, приехавший в город из убогой деревеньки искренне влюбляется в прачку, хрупкую женщину, Татьяну.
Цитата: "...Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычанием закивал головой..."
"...С того дня он уж ей не давал покоя: куда бывало она ни пойдет, он уж тут как тут..."
Неумело, как может, Герасим начинает ухаживать за Татьяной.
Цитата: "...идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит..."
И, наконец, Герасим пытается защитить Татьяну даже от крестьян, которые ее окружают, особенно не нравился ему Капитон, которого однажды "отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им."
Герасим хотел жениться на Татьяне и просить разрешения у барыни, но ему мечталось предстать перед невестой в новом кафтане, который ему был обещан дворецким, вот поэтому он ждал и медлил с предложением.
А в это время барыня решила поженитьТатьяну и Капитона.
Горю Герасима не было конца, Татьяне было искренне жаль его, и, чтобы разонравиться ему, она однажды прикидывается пьяной, зная, что Герасим терпеть не может пьяных людей. План сработал, и дворник перестал ухаживать за Татьяной, стал угрюмым и старался не обращать внимания ни на Татьяну, ни на Капитона.
Перед своим отъездом Татьяна тепло попрощалась с Герасимом, по‑христиански три раза поцеловав его, а тот в свою очередь подарил Татьяне красный платок.
Цитата: "...Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад..."
Такова история взаимоотношений Герасима и Татьяны, дворника и прачки.