Cuvinte ce exprimă acțiuni
subliniază în text cuvintele ce exprimă acțiuni.
şuieră crivățul pe la ferestre. vântul acoperă glasurile vră-
biuţelor. mădălina, într-o noapte de iarnă, a deschis fereastra
şi a vorbit cu o vrăbiuță zgribulită.
din acea noapte, ea punea mâncare pe pervazul ferestrei.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Лирика
С творчеством М. Ю. Лермонтова учащиеся уже знакомы, но в 10 классе их представления о творчестве поэта поднимаются на новый уровень. Они не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии Лермонтова в целом, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. На изучение лирики Лермонтова можно отвести 5 уроков, 6 уроков оставить на анализ романа "Герой нашего времени", а 2 - на классное сочинение.
Учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества".
Основные положения вступительного слова учителя о Лермонтове:
В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов XIX века, времени тяжелейшей политической реакции.
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828-1836 годы и 1837-1841 годы. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова - это:
Жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь") ;
Осмысление судьбы своего поколения ("Дума") ;
Разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("Молитва" ("В минуту жизни трудную ..."), "И скучно и грустно", "Из Гете", "Выхожу один я на дорогу ...") ;
Призвание поэта и высокое предназначение поэзии ("Поэт", "Пророк") ;
Критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия ...", "Смерть поэта", "Как часто, пестрою толпою окружен ...") ;
Любовь-страдание ("К * ("Я не унижусь пред тобою ...") ";
Положение народа и Родины ("Родина", "Бородино").
На уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
В центре первых уроков по лирике Лермонтова - анализ стихотворений "Дума" и "Как часто, пестрою толпою окружен ...", основной пафос которых - критика общества, ирония и упрек своему поколению в пассивности. На уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках вопросов и заданий может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
Объяснение:
В стихотворении "Дума" Лермонтов выражает глубокое разочарование практически каждой строкой. Ему прискорбно за то, что общество даже при развитии разных видов наук, искусств результативности не наблюдается. Все действия людей бесплодны. Страстные идеи талантливых людей осмеивают, друзья иссушают завистью души творческих людей. Забывая в скупом невежестве о делах предков, новые открытия и достижения овеяны лестью, которая не несет в себе ничего, кроме ветреного чувства радости. Глубокое разочарование терзает душу поэта. Поэт буквально "кричит" он своими строками, взывая к человечеству с не уничтожать развитие новых направлений, а охранять их бережно, иначе нет иного пути, кроме как безмятежное забвение, которое не вспомнит ни одно грядущее поколение.