М. БондаренкоПоэзия Николая Рубцова в школе // Литература в школе. – 1998. - №8; 1999. - №1. Россия, Русь! Храни себя, храни!..» Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова... Г. ГорбовскийСегодня без творчества Н.М.Рубцова невозможно представить себе не только поэзию 60 – 70-х годов, но и всю последующую. Поэт протянул связующую нить от классической русской литературы ко дню сегодняшнему. Все это открывает большие возможности для изучения поэзии Н.М.Рубцова в школе. В последние годы в программы по литературе, а также и в хрестоматии включены отдельные стихотворения Николая Рубцова, что позволяет уже в среднем звене начать путь к этому поэту. Что касается старших классов, то здесь возможны два варианта.Во-первых, в X классе на уроках внеклассного чтения мы практикуем выбор авторов и произведений по родовому принципу: эпос – В.Белов, лирика – Н.Рубцов, драма – А.Вампилов.Во-вторых, если по каким-то причинам мы не познакомим учащихся с этими именами в X классе, то в XI на уроках по литературе 60 – 80-х годов мы представляем, помимо других, тех же авторов. Соседство Рубцова и Белова не случайно. Оно позволяет коснуться общих тенденций развития прозы и поэзии, их взаимоотношений, и общего их противостояния «эстрадному» направлению, и их классических истоков.Эти имена мы ставим рядом начиная с VI класса, где на уроке поэзии Александра Яшина звучат строки из произведений, посвященных памяти этого прекрасного поэта, земляка Рубцова и Белова.Вот отрывок из рассказа Василия Белова, считавшего Яшина своим учителем, наставником, другом, рассказа, написанного от первого лица, рассказа-обращения к дорогому и близкому человеку: «Когда мы уходили с Бобришного, я слышал, как у дома тихо роптали сосновые кроны. Мерцала река. Кукушка молчала. На твоем окне так и остались синие лесные цветы и томик Толстого.
Алексей Мересьев получил уникальный шанс летать, несмотря на то что он потерял обе ноги и мог передвигаться благодаря протезам. Во время полета когда Алексей впервые управлял самолетом будучи в протезах слезы наворачивались на его глаза, он плакал. "...такого странного выражения, какое инструктор видел в зеркале на лице этого красивого смуглого парня, явно не новичка в летном деле, ни разу не доводилось наблюдать Наумову за многие годы его инструкторской работы. Сквозь смуглую кожу новичка проступил пятнистый, лихорадочный румянец. Губы у него побледнели, но не от страха, нет, а от какого-то непонятного Наумову благородного волнения. Кто он? Что с ним происходит? Почему технарь принял его за пьяного? Когда самолет оторвался от земли и повис в воздухе, инструктор видел, как глаза курсанта, черные, упрямые, цыганские глаза, на которые тот не опустил защитных очков, вдруг заплыли слезами и как слезы поползли по щекам и были смазаны ударившей в лицо на повороте воздушной струей..."
// Литература в школе. – 1998. - №8; 1999. - №1. Россия, Русь! Храни себя, храни!..»
Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи,
патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова...
Г. ГорбовскийСегодня без творчества Н.М.Рубцова невозможно представить себе не только поэзию 60 – 70-х годов, но и всю последующую. Поэт протянул связующую нить от классической русской литературы ко дню сегодняшнему. Все это открывает большие возможности для изучения поэзии Н.М.Рубцова в школе. В последние годы в программы по литературе, а также и в хрестоматии включены отдельные стихотворения Николая Рубцова, что позволяет уже в среднем звене начать путь к этому поэту. Что касается старших классов, то здесь возможны два варианта.Во-первых, в X классе на уроках внеклассного чтения мы практикуем выбор авторов и произведений по родовому принципу: эпос – В.Белов, лирика – Н.Рубцов, драма – А.Вампилов.Во-вторых, если по каким-то причинам мы не познакомим учащихся с этими именами в X классе, то в XI на уроках по литературе 60 – 80-х годов мы представляем, помимо других, тех же авторов. Соседство Рубцова и Белова не случайно. Оно позволяет коснуться общих тенденций развития прозы и поэзии, их взаимоотношений, и общего их противостояния «эстрадному» направлению, и их классических истоков.Эти имена мы ставим рядом начиная с VI класса, где на уроке поэзии Александра Яшина звучат строки из произведений, посвященных памяти этого прекрасного поэта, земляка Рубцова и Белова.Вот отрывок из рассказа Василия Белова, считавшего Яшина своим учителем, наставником, другом, рассказа, написанного от первого лица, рассказа-обращения к дорогому и близкому человеку:
«Когда мы уходили с Бобришного, я слышал, как у дома тихо роптали сосновые кроны. Мерцала река. Кукушка молчала. На твоем окне так и остались синие лесные цветы и томик Толстого.
"...такого странного выражения, какое инструктор видел в зеркале на лице этого красивого смуглого парня, явно не новичка в летном деле, ни разу не доводилось наблюдать Наумову за многие годы его инструкторской работы. Сквозь смуглую кожу новичка проступил пятнистый, лихорадочный румянец. Губы у него побледнели, но не от страха, нет, а от какого-то непонятного Наумову благородного волнения. Кто он? Что с ним происходит? Почему технарь принял его за пьяного? Когда самолет оторвался от земли и повис в воздухе, инструктор видел, как глаза курсанта, черные, упрямые, цыганские глаза, на которые тот не опустил защитных очков, вдруг заплыли слезами и как слезы поползли по щекам и были смазаны ударившей в лицо на повороте воздушной струей..."