внешние черты героя («Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста»); характер (вежливый, заботливый, добрый); гуманное, доброе отношение к животным («Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ём еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык... Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает. Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке»); бережное отношение к природе; описываются чувства героя (сопереживание, беспокойство, одиночество, отчаяние, уныние), («Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе»); положительное отношение автора к герою («Я очень любил старика. Рассказывал уж он очень хорошо и знал много. Бывают такие хорошие, умные старики. Много летних ночей приходилось коротать на сайме, и каждый раз узнаешь что-нибудь новое»); описывается социальная среда (лес, Светлое озеро, рыбачья сайма, сторожевая собака), в которой действует и живет персонаж («Кругом избушки все говорило о присутствии живого человека: слабо курившийся огонек, охапка только что нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева. В приотворенную дверь саймы виднелось все хозяйство Тараса: ружье на стене, несколько горшков на припечке, сундучок под лавкой, развешанные снасти. Избушка была довольно просторная, потому что зимой во время рыбного лова в ней помещалась целая артель рабочих. Летом старик жил один. Несмотря ни на какую погоду, он каждый день жарко натапливал русскую печь и спал на полатях. Эта любовь к теплу объяснялась почтенным возрастом Тараса: ему было около девяноста лет. Я говорю "около", потому что сам Тарас забыл, когда он родился. "Еще до француза", как объяснял он, то есть до нашествия французов в Россию в 1812 году») Очень жаль Тараса, т.к. он остался один, хотелось бы чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но это невозможно: приёмыш – это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.
Задачи урока -- знакомясь с жизнью и творчеством А. Чехова, найти истоки его своеобразного творчества; определить, в чем своеобразие рассказов 1880-х годов.Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: "Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: "Скверно вы живете, господа!"Антон Павлович Чехов -- необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человеком был необыкновенным, главными чертами которого являлись интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. "...Тупоумны, холодны и пошлы", -- это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов -- поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. "Слишком своеобразный, сложный был он человек", -- писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира -- все это было в нем.Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.Группа 1. "У меня в детстве не было детства". Детство и юность писателя.Отец -- торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после смерти отца, семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности -- только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая".Но было что-то еще сохранить в себе человека:- порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;- жажда творчества;- победа над жестокостью, над собой.Группа 2. Изучение рассказов Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: "Степь", "Ванька". Поиск автобиографических фактов.Группа 3. Изучение жизни Чехова в Москве, учебы на медицинском факультете университета, первых литературных опытов. Он начинает "по капле выдавливать из себя раба", увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Сверчок", "Осколки".Справка о псевдонимах ЧеховаЧехов был изобретательным в придумывании псевдонимов ни у кого из писателей не было столько "вторых имен". Вот история некоторых из них:- Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте -- так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, любитель переиначивать фамилии.- Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.- Шуточное письмо в редакцию "Осколков" подписано "полковник Кочкарев" (гибрид полковника Кошкарева из "Мертвых душ" Гоголя и Кочкарева из "Женитьбы").- Чехов подписывался Лаэрт, Улисс.- Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка . 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С.(Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.Чехов писал литератору Билибину: "Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички"[2].Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.Группа 4. Чехов-врач и отражение этой темы в творчестве писателя.Чехов писал: "Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность". Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды по медицине, например, "История полового авторитета" (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и "Врачебное дело в России", Чехов выбирает профессию врача и ...писателя. Он так и остался в русской культуре -- врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, "ловил на хвост холеру", принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач "выглядывает" из многих его рассказов.