Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» 1 Озаглавьте текст.
2 Определите тему и основную мысль.
3 Найдите и выпишите ключевые слова.
4 Определите стиль текста и докажите свое мнение.
5 Определите тип речи и докажите свое мнение.
6 Выпишите из текста средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т. п., если они имеются).
ранчин а. м.
мнение о высоких художественных достоинствах и о своеобразии жития феодосия печерского (далее — жф), написанного киево-печерским монахом нестором, утвердилось еще в науке xix века. “искусно и пространно составил < > нестор < > “житие преп. отца нашего феодосия игумена печерского”. < > указано много сопоставлений и применений из различных греческих житий, какие нестор внес в свой труд о жизни феодосия. тем не менее, труд этот имеет неоспоримые - достоинства: он знакомит нас с бытом, с нравами, с воззрениями той отдаленной эпохи, довольно отчетливо обрисовывает высокий нравственный облик феодосия и вместе с тем касается в связи с жизнью феодосия жизни его современников, печерского монастыря”, — писал п. в. владимиров в 1901 г. (владимиров п.в. древняя киевского периода xi—xiii веков. киев, 1901. с. 190). “несомненно, что житие феодосия имеет значительные достоинства< > ; хороший язык (т. е. хорошо выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение, сравнительно немного того “добрословия” и “плетения словес”, которое так претит при чтении позднейших житий, — это всё дает нашему житию место в ряду однородных произведений”, — заметил д. и. абрамович (абрамович д.и. исследование о киево-печерском патерике как - памятнике. спб., 1902. с. vii—viii). “сила и авторитет традиции в творчестве нестора значительны; но он умеет и чужое пересказать по-своему ярко, живо, с новыми художественными деталями. < > нестор был писатель не только начитанный; он умел критически пользоваться своими источниками, сочетая их с устными преданиями и . он строил крупные целостные композиции, сочетая занимательность с нравоучительными ” (бугославский с.а. жития // . т. i. ч. 1. м.; л., 1941. с. 331). по характеристике и. п. еремина, житие феодосия — “наглядный показатель высокого уровня, которого художественная повествовательная проза древней руси достигла уже во второй половине xi в.” (еремин и.п. к характеристике нестора как писателя // труды отдела института ан . т. xvii. м.; л., 1961. с. 63).
Жил царь Берендей с бородой до колен. Не было у него детей, и царь от скорби отправился проверять владения государства. Пробыл он в путешествии 9 месяцев и уже у столицы решил отдохнуть в чистом поле. Захотелось ему от зноя попить, и увидел он колодец. На поверхности плавал золотой ковш, не смог царь за него ухватиться, стал пить так. Вдруг кто-то схватил его за бороду. Со дна колодца смотрела на него страшная образина. Требовала она отдать то, о чем у себя в доме не царь не знал. Согласился государь, был уверен, что все ему в доме известно. Вернулся домой, а там царица с младенцем. Расстроился царь, стал ждать, когда придут за его сыном. Время шло, а посыльных от страшного хозяина колодца не появлялось. Царь начал забывать о своем обещании.
Сын вырос и стал чудо – красавцем. Отправился он на охоту. Вылез из дупла старик с зеленой бородой и велел передать Берендею, что пора долг возвращать.
Рассказал отец сыну страшную тайну. Иван – царевич отправился в путь. На четвертый день он оказывается на берегу озера. По нему плавают 30 сорочек-уточек. Схватил царевич одну. Уточки превратились в красных девиц. Та, которую поймал царевич, оказалась дочерью Кощея бессмертного Марьей-царевной. Попросила она Ивана отпустить ее, пообещала отблагодарить. Отправился Иван дальше ему девушка выполнить задания Кощея: дворец построить, Марью из царевен найти. Перед третьим заданием – сшить сапоги, пока горит соломинка, решили Иван и Марья сбежать. Обманули они погоню и Кощея. Сначала сделались речкой и мостиком, потом лесом, затем церковью и монахом. Даже коня прятали беглецы.
Царевич решил заехать в город, лежащий на пути. Марья предупреждала его об опасности, но он не поверил: поцеловал младенца и забыл про всех.
Девушка обернулась цветком и попала в дом к старикам. Она стала им, а старики решили выяснить, кто живет в доме. Явилась деду с бабкой Марья. Старик рассказал, что Иван женится. Царевна испекла для него пирог. В нем были спрятаны говорящие голуби. Отправилась к повару. Попросила отнести пирог гостям и Ивану-царевичу. Повар, восхищенный внешностью красавицы, согласился и поставил пирог перед юношей. Разломил царевич пирог, и заговорили птицы. Один предупреждал, чтобы другой не убегал, а то забудет всех, как Иван забыл о любимой. Вспомнил Иван о Марье, отправились они дальше.
Дома их ждали царь Берендей и царица. Сюжет сказки заканчивается веселой свадьбой.