Для того чтобы Читатели восприняли мнение писателя о Сечи, прониклись его чувствами, важно не только перечитать в классе соответствующие главы, но и воссоздать картины, нарисованные Гоголем, выяснить причину его восторженного отношения к Сечи. Как свидетельствует опыт, устное рисование наиболее соответствует в данном случае поставленной задаче. Оно не только активизирует внимание у себя, но и заставляет их вглядываться и вдумываться в текст, в каждую деталь описания, чтобы точно воссоздать Сечь и ее предместье, нарисовать и всех ее обитателей. Это и переезд на пароме, и предместье Сечи с ее кузницами, кожевниками, торговцами, узкими улочками, где живут ремесленники, и, наконец, Сечь с ее вольным и гордым народом.
Работа над иллюстрациями представить Тараса и его сыновей в новой для них обстановке, увидеть их в гуще запорожцев: Находим и читаем слова писателя, обращенные к Сечи и запорожцам: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!» Без комментариев детям понятно, что каждое слово обращения, как и его восторженная интонация, передает восхищение писателя Запорожской Сечыо и его убеждение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков. Не случайно поэтому Гоголь называет Сечь гнездом, а храбрых запорожцев сравнивает с могучими львами. Своевольной республикой Гоголь называет Запорожскую Сечь, а запорожцев - вольным народом.
В учебнике-хрестоматии для VII класса помещена репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией, она в то же время детям войти в повесть, заговорить с ее героями. Картина Репина создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «…и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…»
После краткого рассказа о письме запорожцев к турецкому султану, которое свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев, Читатель предлагает рассмотреть центральную фигуру картины - кошевого атамана Ивана Сирко. Обращается внимание на его мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос, на его позу, одежду. Все в фигуре атамана говорит о силе и властности. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать смелые походы в Крым.
Сведи Бог вас и накорми нас! Сладко-сладко жених прислал, а слаще того сам привезёт Не плачет за столом, наплачется за столбом. (Невеста на девичнике должна плакать) Куницу, лисицу, золотую гривну да стакан вина. (Просят выкуп за невесту) Была под венцом, и дело с концом Что наткалось, напрялось, то и в приданое досталось Как наденут венец, так всему конец Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно Сыр да каравай принимай, а наших молодых не оставляй Любовь да совет - так и горя нет
Веселым пирком, да и за свадебку Добрая свадьба - неделю Вся свадьба песни не стоит Сватанье - хвастанье Холостого сватать не посылают Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним Семеро сватаются - одному достается Выбирай невесту не в хороводе, а в огороде Всякий выбирает невесту по своему разумению Невесту выбирай собою, а не Федулом да Фомою Не бери приданое, бери милую девушку Сватушка, вот тебе шапка и рукавицы, ночуй, родимый Свахе первая чарка и первая палка Одна только сваха за чужую душу божится У доброй свахи женихи и невесты все на перечете Супротив свахи не соврешь Сват с правдой не ездит Каков сват, таков и жених Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна От плохой жены состаришься, от хорошей У хорошей жены и плохой муж будет молодцом С доброй женой горе - полгоря, а радость - вдвойне Жена мужу подруга, а не прислуга Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать Одному с женой радость, а другому горе Клад да жена на счастливого Где муж, там и жена Жена честнее - мужу милее Женою доброю муж честен бывает Жених весел - всему браку радость Где кому любо жениться, тот там и женись Жениться - не лапоть надеть Кто хочет жениться, тому и ночь не спится Один женился - свет увидал; другой женился - с головою пропал Женитесь, да не разводитесь Много выбирать - женатым не бывать Жену выбирай не глазами, а ушами Где любовь да совет, там и горя нет Где любовь да согласие, там и двор красен Любовь - кольцо, а в кольце нет конца Ум истиною просвещается, сердце любовью согревается Шила в мешке да любви в сердце не утаишь Любовь не пожар, а загорится - не потушишь Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь Любовь и попа плясать научит Жена красна мужем, а муж - женой с детьми Где муж, там и жена За добрым мужем, как за каменной стеной, за худым мужем и забора нет Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад Без мужа жена всегда сирота Птица крыльями сильна, жена мужем красна Из-за мужа и жена хороша Всякая невеста для своего жениха родится Не вздыхай тяжело: не отдадим далеко Замуж выдать - не пирог испечь Коли у мужа с женой совет, так и в пост мясоед Муж за гуж, жена - за другой Муж - полтину, жена - холстину, все в одно место складут, так и хорошо живут Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить Взглянет - что огнем опалит, а слово молвит - рублем подарит Где лад, там и клад К милому другу крюк [семь верст] не околица Кого люблю, того дарю Куда сердце лежит, туда и око глядит Любовь да совет - так и горя нет Любовь не верстами меряется Любовь не пожар, а загорится - не потушишь Мне гусь не брат, свинья не сестра, утка не тетка, а мне мила своя пестра перепёлочка Не в деньгах счастье, а в добром согласье Равные обычаи - крепкая любовь Сердце не камень - тает Сердце сердце чует С милым рай и в шалаше Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается. Хоть в лесной избушке жить, да с любимым быть Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать Здоровье - первое богатство, а второе - счастливое супружество Люди хвастали - не перелезешь; сват сватает - на коне не перескачешь На свашенькиных речах хоть садись да катись Не с богатством жить - с человеком
Работа над иллюстрациями представить Тараса и его сыновей в новой для них обстановке, увидеть их в гуще запорожцев: Находим и читаем слова писателя, обращенные к Сечи и запорожцам: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!» Без комментариев детям понятно, что каждое слово обращения, как и его восторженная интонация, передает восхищение писателя Запорожской Сечыо и его убеждение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков. Не случайно поэтому Гоголь называет Сечь гнездом, а храбрых запорожцев сравнивает с могучими львами. Своевольной республикой Гоголь называет Запорожскую Сечь, а запорожцев - вольным народом.
В учебнике-хрестоматии для VII класса помещена репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией, она в то же время детям войти в повесть, заговорить с ее героями. Картина Репина создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «…и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…»
После краткого рассказа о письме запорожцев к турецкому султану, которое свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев, Читатель предлагает рассмотреть центральную фигуру картины - кошевого атамана Ивана Сирко. Обращается внимание на его мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос, на его позу, одежду. Все в фигуре атамана говорит о силе и властности. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать смелые походы в Крым.
Сладко-сладко жених прислал, а слаще того сам привезёт
Не плачет за столом, наплачется за столбом. (Невеста на девичнике должна плакать)
Куницу, лисицу, золотую гривну да стакан вина. (Просят выкуп за невесту)
Была под венцом, и дело с концом
Что наткалось, напрялось, то и в приданое досталось
Как наденут венец, так всему конец
Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно
Сыр да каравай принимай, а наших молодых не оставляй
Любовь да совет - так и горя нет
Веселым пирком, да и за свадебку
Добрая свадьба - неделю
Вся свадьба песни не стоит
Сватанье - хвастанье
Холостого сватать не посылают
Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним
Семеро сватаются - одному достается
Выбирай невесту не в хороводе, а в огороде
Всякий выбирает невесту по своему разумению
Невесту выбирай собою, а не Федулом да Фомою
Не бери приданое, бери милую девушку
Сватушка, вот тебе шапка и рукавицы, ночуй, родимый
Свахе первая чарка и первая палка
Одна только сваха за чужую душу божится
У доброй свахи женихи и невесты все на перечете
Супротив свахи не соврешь
Сват с правдой не ездит
Каков сват, таков и жених
Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна
От плохой жены состаришься, от хорошей
У хорошей жены и плохой муж будет молодцом
С доброй женой горе - полгоря, а радость - вдвойне
Жена мужу подруга, а не прислуга
Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать
Одному с женой радость, а другому горе
Клад да жена на счастливого
Где муж, там и жена
Жена честнее - мужу милее
Женою доброю муж честен бывает
Жених весел - всему браку радость
Где кому любо жениться, тот там и женись
Жениться - не лапоть надеть
Кто хочет жениться, тому и ночь не спится
Один женился - свет увидал; другой женился - с головою пропал
Женитесь, да не разводитесь
Много выбирать - женатым не бывать
Жену выбирай не глазами, а ушами
Где любовь да совет, там и горя нет
Где любовь да согласие, там и двор красен
Любовь - кольцо, а в кольце нет конца
Ум истиною просвещается, сердце любовью согревается
Шила в мешке да любви в сердце не утаишь
Любовь не пожар, а загорится - не потушишь
Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь
Любовь и попа плясать научит
Жена красна мужем, а муж - женой с детьми
Где муж, там и жена
За добрым мужем, как за каменной стеной, за худым мужем и забора нет
Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад
Без мужа жена всегда сирота
Птица крыльями сильна, жена мужем красна
Из-за мужа и жена хороша
Всякая невеста для своего жениха родится
Не вздыхай тяжело: не отдадим далеко
Замуж выдать - не пирог испечь
Коли у мужа с женой совет, так и в пост мясоед
Муж за гуж, жена - за другой
Муж - полтину, жена - холстину, все в одно место складут, так и хорошо живут
Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить
Взглянет - что огнем опалит, а слово молвит - рублем подарит
Где лад, там и клад
К милому другу крюк [семь верст] не околица
Кого люблю, того дарю
Куда сердце лежит, туда и око глядит
Любовь да совет - так и горя нет
Любовь не верстами меряется
Любовь не пожар, а загорится - не потушишь
Мне гусь не брат, свинья не сестра, утка не тетка, а мне мила своя пестра перепёлочка
Не в деньгах счастье, а в добром согласье
Равные обычаи - крепкая любовь
Сердце не камень - тает
Сердце сердце чует
С милым рай и в шалаше
Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
Хоть в лесной избушке жить, да с любимым быть
Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать
Здоровье - первое богатство, а второе - счастливое супружество
Люди хвастали - не перелезешь; сват сватает - на коне не перескачешь
На свашенькиных речах хоть садись да катись
Не с богатством жить - с человеком