Дальние связи(похожие эпизоды из произведений данного автора или других авторов) н. с. лесков "левша" эпизод, где государю показали механическую блоху
эпизод:
но только пришли в самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет.
государь вдруг и удивился, что ему пустой поднос.
— что это такое значит? — спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:
— это вашему величеству наше покорное поднесение.
— что же это?
— а вот, — говорят, — изволите видеть сориночку?
государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.
работники говорят:
— извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять.
— на что же мне эта соринка?
— это, — отвечают, — не соринка, а нимфозория.
— живая она?
— никак нет, — отвечают, — не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе танцевать.
государь залюбопытствовал и спрашивает:
— а где же ключик?
а говорят:
— здесь и ключ перед вашими очами.
— отчего же, — государь говорит, — я его не вижу?
— потому, — отвечают, — что это надо в мелкоскоп.
подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.
— извольте, — говорят, — взять ее на ладошечку — у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет
насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.
государь сразу же велел миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.
попросили, чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом сейчас и другую свою хитрость показали: блоху в дар подали, а футляра на нее не принесли: без футляра же ни ее, ни ключика держать нельзя, потому что затеряются и в сору их так и выбросят. а футляр на нее у них сделан из цельного бриллиантового ореха — и ей местечко в середине выдавлено. этого они не подали, потому что футляр, говорят, будто казенный, а у них насчет казенного строго, хоть и для государя — нельзя жертвовать.
платов было рассердился, потому что, говорит:
— для чего такое мошенничество! дар сделали и миллион за то получили, и все еще недостаточно! футляр, — говорит, — всегда при всякой вещи принадлежит.
но государь говорит:
— оставь, , это не твое дело — не порть мне политики. у них свой обычай. — и спрашивает: — сколько тот орех стоит, в котором блоха местится?
положили за это еще пять тысяч.
государь александр павлович сказал: «выплатить», а сам спустил блошку в этот орешек, а с нею вместе и ключик, а чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку, а табакерку велел положить в свою дорожную шкатулку, которая вся выстлана преламутом и рыбьей костью. аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди вас сделать ничего не могут».
Безусловно, книга, которая утверждает, что она от Бога, которая объясняет значение происходящих в мире событий, раскрывает смысл жизни и показывает, как будут решены наши проблемы, достойна внимания.
Восьмилетний Тёма растёт подвижным, шаловливым ребёнком.
Сегодня его преследуют неудачи. Нечаянно он ломает любимый отцовский цветок, но в страхе перед предстоящим наказанием не признаётся в этом. Затем следуют самовольная скачка на лошади, разбитая посуда, разорванная юбка гувернантки и, наконец, кража сахара. Отец жестоко выпорол ребёнка. На всю жизнь у Тёмы сохранилась память о жестоких экзекуциях и недоброе чувство к отцу. Аглаида Васильевна знает, что у её сына доброе сердце, и он не заслужил такого жестокого наказания. Чуткая, но строгая любовь матери находит отклик в душе Тёмы, и он признаётся ей во всём. Мальчик испытывает облечение, но всё ещё находится в стрессе из-за перенесенных мучений.
Тут он вспоминает свою любимую собачку Жучку. Няня сообщает ему, что какой-то негодяй бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма спускается в колодец, и, рискуя жизнью свою любимицу. Воистину отважный поступок! Этот эпизод врезался в память Тёмы. В дальнейшем, при сложных жизненных перипетиях он будет вспоминать это событие, произошедшее тёплой летней ночью. Так, решив покончить с собой, он в прощальном письме к матери сравнивает себя с брошенной в колодец собачкой.
Тяжёлые сутки заканчиваются для Тёмы долгой, тяжёлой болезнью. Здоровый детский организм побеждает, и Тёма радуется своему выздоровлению.
Тёма получает разрешение играть с ребятишками на «наёмном пустыре» - участке усадьбы, который Карташев сдаёт в аренду. Здесь мальчик находит новых друзей, участвует во всех играх, ходит с ними на море. Привольная жизнь длится ещё два года.
Но тут Тёме пора поступать в гимназию. Он успешно выдерживает вступительный экзамен и становится гимназистом.
Новая жизнь - новые эмоции и впечатления: страх перед строгим учителем латыни, привязанность к доброму учителю естественной истории, новые друзья.
Но проходит время, эмоции тускнеют, и наступают однообразные гимназические будни.
Тёма дружит с одноклассником Ивановым, добрым и спокойным мальчиком. Иванов любит читать и приобщает Тёму к чтению. Однако после прискорбного происшествия Иванова исключают из гимназии. Дружба заканчивается по серьёзной причине: Иванов становится очевидцем неблаговидного поступка друга. За Тёмой закрепляется репутация доносчика. Ему тяжело пережить бойкот одноклассников.
У Тёмы появляются новые друзья. С ними он строит планы путешествия в Америку. Приятели приступают к строительству лодки, на которой они предполагают совершить путешествие. Разумеется, это идёт в ущерб учёбе и приводит к плохим отметкам в гимназическом журнале, о которых родители не знают.
Конечно, путешествие в Америку не состоялось, а пробелы в учёбе дали о себе знать. Тёму охватывает страх перед провалом на экзаменах. Его даже посещает мысль о самоубийстве, он хочет отравиться спичками. К счастью, всё заканчивается благополучно. Тёма успешно сдал экзамены и перешёл в третий класс.
Отец Тёмы с годами стал мягче и сблизился с детьми. Он чаще общается с ними, рассказывая о былых походах и сражениях. Но здоровье генерала слабеет с каждым днём, и он умирает. Золотое детство Тёмы закончилось.