Творчество Лескова, можно сказать, не знает социальных границ. Он выводит в своих произведениях людей самых разных сословий и кругов: и помещиков - от богачей до полунищих, и чиновников всех мастей - от министра до квартального, и духовенство - монастырское и приходское - от митрополита до дьячка, и военных разных рангов и родов оружия, и крестьян, и выходцев из крестьянства - солдат, мастеровых и всякий рабочий люд. Лесков охотно показывает разных представителей национальностей тогдашней России: украинцев, якутов, евреев, цыган, поляков.. . Удивительна у Лескова разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. Нужны были исключительный жизненный опыт Лескова, его зоркость, памятливость, его языковое чутье, чтобы описать жизнь народа так пристально, с таким знанием быта, хозяйственного уклада, семейных отношений, народного творчества, народного языка.
"Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту (*6) любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих".
Такими словами определил значение Николая Семеновича Лескова (1831-1895) в истории русской литературы М. Горький, написавший о нем в 1923 году специальную статью.
Горький в своей оценке Лескова не впал в преувеличение. Такого охвата русской жизни во всех ее сферах и социальных группах нет ни у одного писателя до Лескова.
Нельзя сказать что Раскольников полностью отказывается от своей теории, т.к. находясь на каторге он уже душевно "свободен", т.е. он раскаялся в своём преступлении и теперь просто отрабатывает на каторге. С другой стороны он конечно что-то осознаёт, читает Евангелие и пытается осознать что-то в нём единственное что вообще во всём романе пробудило в нём совесть, это влюбившаяся в него Сонечка Мармеладова, ведь только ради неё он сдался властям и признался сам себе в том, что его поступок не был хорошим, правильным. В этом романе мы видим силу любви, то как она заставляет прощать, признаться в чём-то, и если бы не это существующее в нашем мире чувство, скорее всего Раскольников сделался бы "каменным", чёрствым и ничего бы не понял, так и считая что в его поступке был смысл и польза для народа. А если говорить о самой теории Раскольникова, то многим читателям она может показаться верна, но направлена не в то русло, поэтому главный герой не может от неё отказаться, т.к. видит в ней свой смысл, свою истину.
"Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту (*6) любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих".
Такими словами определил значение Николая Семеновича Лескова (1831-1895) в истории русской литературы М. Горький, написавший о нем в 1923 году специальную статью.
Горький в своей оценке Лескова не впал в преувеличение. Такого охвата русской жизни во всех ее сферах и социальных группах нет ни у одного писателя до Лескова.