День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины огнисто полыхали цветы-жарки, в ложке, под берёзами и боярками клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубой их рупор совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, не трепыхался. Боярка доцветала и сорила в воду, сосняк окурен прозрачной дымкой. Над Енисеем чуть мерцало. Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхавших по ту сторону реки. Леса на скалах стояли неподвижно, и железнодорожный мост в городе, видимый из нашей деревни в ясную погоду, колыхался тонкою паутинкой и, если долго смотреть на него, вовсе разрушался, падал. Оттуда, из-за моста должна приплыть бабушка. Что только будет? И зачем, зачем я так сделал?! Зачем послушал Левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чём не думай. А теперь? Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет, уж лучше пусть не опрокидывается. Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек. И меня некому. Левонтий только пьяный и всё, а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у неё не задержится. И дедушки нет. Не заимке он, дедушка. Он бы не дал меня в обиду. Бабушка кричит нa него: «Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..» «Дедушка, ты дедушка, хоть бы ты в баню мыться приехал, хоть бы просто так приехал и взял бы меня с собою!» 1.Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты
2.ответьте кратко на вопрос. Какой художественный прием использует автор в данном отрывке.
3.Определите, какие проблемы поднимаются автором в данном отрывке
4.Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей используйте цитаты из произведения
Андрей Соколов
Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.
Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.
Много пришлось пережить Соколову: и голод, и плен, и потерю семьи, и смерть сына в день окончания войны. Но все он вытерпел, все пережил, потому что имел сильный характер и железную силу духа. «Нa то ты и мужчинa, нa то ты и солдaт, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нуждa позвaлa», – говорил сам Андрей Соколов. Его русский характер не позволил ему сломаться, отступить перед трудностями, сдаться врагу. Он вырвал жизнь у самой смерти.
Все лишения и жестокости войны, которые перенес Андрей Соколов, не убили в нем человеческие чувства, не очерствили его сердца. Когда он встретил маленького Ванюшу, такого же одинокого, как и он, такого же несчастного и никому не нужного, он понял, что может стать его семьей. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети», – решил Соколов. И стал для бездомного мальчика отцом. Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского.
В повести Владимира Фёдоровича Тендрякова "Хлеб для собаки" описаны ужасные события, происходящие в СССР в 1933 году. Жители огромной страны тысячами погибали от нехватки еды. В те времена в умы народных масс целенаправленно внедрялись идеи коллективизма. Зажиточных крестьян, так называемых куркулей, раскулачивали и насильно загоняли в колхозы. Простые люди противились этим процессам и целенаправленно забивали свой тягловый скот, чтобы он не достался государству и не стал общим для всех. У людей не было никакой сельхозтехники и поэтому объёмы урожая повсеместно падали. У государства не хватало еды для собственного населения, но хлеб стабильно продавался заграницу. Государство пыталось оказывать посильную продовольственную голодающим, но она была недостаточной. Толпы умирающих людей бродили по улицам в поисках еды. Некоторые были вынуждены даже грызть кору деревьев, словно дикие животные. Очень показательная ситуация описана на страницах повести, когда женщина случайно разбила стеклянную банку с молоком и чтобы оно не пропало почём зря, она "вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку" и через слёзы пила это молоко. Потому что иначе было нельзя
это ?