Роман м. булгакова "мастер и маргарита" - многомерное и многослойное произведение. в нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. эта тема всегда занимала ведущее место в философии и . в булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает иешуа га-ноцри, а воплощением зла - воланд. иешуа - это воплощение чистой идеи. он - философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. жизненная философия иешуа такова: "злых людей нет на свете, есть люди несчастливые". "добрый человек", - обращается он к прокуратору, и за это его избивает крысобой. но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра. вечное стремление людей к добру неодолимо. прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - иисус - жив в душах людей. мастер, главный герой романа, пишет роман о христе и пилате. мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. через него добро и истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными. воланд, как мефистофель и люцифер, является воплощением зла. считается, что главное занятие сатаны - неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что воланд для этого как-то слишком гуманен. мне кажется, что воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со степой лиходеевым, никанором босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. поэтому воланд в художественном мире романа - не столько противоположность иешуа, сколько дополнение к нему. добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. когда воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. и тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. думается, что воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. зло для воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками. на первый взгляд, итоги романа неутешительны. и в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят иешуа, сожжен роман. столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. но воланд говорит: "все будет правильно. на этом построен мир". это значит, что действительность существует все-таки ради добра. мировое зло и страдание - нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия. но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. понтий пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки. роман "мастер и маргарита" - роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.
Пересолил Смешной рассказ про то как два трусливых мужичонка ехали по лесу. Один был возчик Клим, а другой его пассажир Глеб Смирнов. Пассажиру было страшно до жути, что где-нибудь в лесу Клим убьёт его, и он стал сочинять небылицы про то, что у него пистолет за пазухой, и за ними едут четыре его товарища. Клим испугался, бросил лошадь и убежал в лес, а пассажиру стало совсем страшно одному. В общем, еле-еле уговорил он возчика ехать дальше, и ему уже не боялся.
Лошадиная фамилия Действие происходит в уезде под Саратовом, в усадьбе отставного генерал-майора Булдеева. У генерала заболел зуб, приказчик подсказал ему, что нужно написать телеграмму в Саратов, где живет, человек, который умеет заговаривать зубы, но не мог вспомнить его фамилию, помнил только, что она как-то связана с лошадью. Все начали вспоминать эту фамилию: Жеребкин, Лошадинин, Збруев и т.д. Генерал уже не мог терпеть боль и вызвал доктора, который удалил ему зуб. Когда доктор уезжал от генерала, он попросил у приказчика овса для своего коня. Приказчик вспомнил, что фамилия, которую они вспоминали Овсов! Он побежать докладывать генералу, но тот прогнал его.)))
Смешной рассказ про то как два трусливых мужичонка ехали по лесу. Один был возчик Клим, а другой его пассажир Глеб Смирнов. Пассажиру было страшно до жути, что где-нибудь в лесу Клим убьёт его, и он стал сочинять небылицы про то, что у него пистолет за пазухой, и за ними едут четыре его товарища. Клим испугался, бросил лошадь и убежал в лес, а пассажиру стало совсем страшно одному. В общем, еле-еле уговорил он возчика ехать дальше, и ему уже не боялся.
Лошадиная фамилия
Действие происходит в уезде под Саратовом, в усадьбе отставного генерал-майора Булдеева. У генерала заболел зуб, приказчик подсказал ему, что нужно написать телеграмму в Саратов, где живет, человек, который умеет заговаривать зубы, но не мог вспомнить его фамилию, помнил только, что она как-то связана с лошадью. Все начали вспоминать эту фамилию: Жеребкин, Лошадинин, Збруев и т.д. Генерал уже не мог терпеть боль и вызвал доктора, который удалил ему зуб. Когда доктор уезжал от генерала, он попросил у приказчика овса для своего коня. Приказчик вспомнил, что фамилия, которую они вспоминали Овсов! Он побежать докладывать генералу, но тот прогнал его.)))