Вповести л. толстого «кавказский пленник» описана жизнь горцев, военных и природа кавказа. главным героем повести является офицер жилин, который попадает в плен к горцам, вместе со своим однополчанином костылиным. будучи смелым человеком , жилин не соглашается с положением пленника, несмотря даже на то, что горцы уважали его за умелые руки, и совершает бегство, которое оказывается неудачным. жилин не бросает своего друга и, несмотря на то, что костылин тяжелее него, убегая от татар, несет его на себе. даже после неудачного побега жилин не останавливается, и совершает побег снова и достигает своей цели, добирается до . в повести, кроме жилина, теплые чувства вызывает татарская девочка дина, которая имеет чувство сострадания. дина, не испытавшая родительской любви, постоянно одна. почувствовав доброту жилина она, несмотря на большой риск, кормила пленников и и сбежать. дина как и жилин желает людям делать только добро. костылин - слабовольный человек. эти черты сразу он бросил офицеров, когда на них напали татары, испугавшись за свою жизнь просит у родных , в виде выкупа. долго не решается на побег, а при побеге постоянно причитает о том, что у него нет сил бежать. костылин труслив и поэтому не совершает повторный побег с жилиным. татары изображены злыми, жестокими людьми. они ненавидят людей другой национальности, писатель сравнивает их с «волками». татары – воины, для них война с другими людьми дело чести. в своей повести л.н.толстой всем поколениям дал урок, который должны люди знать и никогда не забывать – это доброта, справедливость и любовь.
тульский мастер. его внешняя характеристика довольно скудна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем танцующая блоха. и эти три умельца подковывают блоху. а л. делает гвоздики для подков. образ л. неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. с одной стороны, он искусный мастеровой, замечательный умелец. с другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. предлагают л. остаться у них, но он отвергает это предложение. и здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. жизнь его заканчивается трагично. он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. трагическая судьба л. противопоставлена , приехавшего в петербург вместе с ним. того заботливо приняли в посольстве. лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто качество. погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. важно заметить, что в описании л. есть много комического. этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. и это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу.
тульский мастер. его внешняя характеристика довольно скудна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем танцующая блоха. и эти три умельца подковывают блоху. а л. делает гвоздики для подков. образ л. неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. с одной стороны, он искусный мастеровой, замечательный умелец. с другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. предлагают л. остаться у них, но он отвергает это предложение. и здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. жизнь его заканчивается трагично. он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. трагическая судьба л. противопоставлена , приехавшего в петербург вместе с ним. того заботливо приняли в посольстве. лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто качество. погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. важно заметить, что в описании л. есть много комического. этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. и это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу.