Детство Тёмы. 1. С какими жизненными трудностями пришлось столкнуться герою в детстве? 2. Как он их преодолел? Как это характеризует героя? 3. Являются ли эти проблемы "детскими"? Почему? 4. Актуальны ли они для нашего времени?
Былины строятся по определённому плану. большинство былин начинается зачином. в нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь бытия в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. повествование ведётся медленно, не спеша. так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. так, в былине об илье муромце и соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы соловья-разбойника. обы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. например: прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуравела. или: во стольном во городе во киеве, у ласкового у князя у владимира. вторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. в разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины: то старина, то и дёянье, т. е. так было в старину, это - быль. вный герой былин - богатырь. чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». чтобы подчеркнуть силу богатыря, гиперболически изображается его враг. несметные силы врага «серому волку дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». в былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. в течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. так, богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. поэтому их называют постоянными эпитетами. в былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. жную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. они выражают народную оценку героев былин. богатыри часто называются ласкательными именами: илюшенька, добрынюшка никитич, микулушка селянинович и т. п. суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. у него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. былина произносится нараспев. подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). в связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («соловей- соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). ревней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни народа. это былины бытовые. важнейшая из них - былина о вольгё и микуле. в ней прославляется народный труд. в илье муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. в образе микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.
«слово о полку игореве» - уникальный памятник , соединивший в себе традиции фольклора и авторской . он был написан неизвестным автором в конце 12 века, однако до сих пор привлекает внимание не только ученых, но и рядовых читателей. чем же интересно «слово» современному человеку? думаю, прежде всего, своей глубокой патриотичностью. автор произведения сохраняет и всячески подчеркивает связь героев произведения с родной землей, с русью. эта фольклорная традиция ему выделить главную мысль «слова» - мысль о любви к родине, о необходимости заботиться о ее благе. слова автора «о земля! уж ты за горами далеко! » становятся рефреном произведения. они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами. по мере развития «слова» автор знакомит нас с руси, рассказывает про князей, повествует о политической обстановке в стране и так далее. но кроме этой, масштабной «официальной» картины, автор раскрывает образы своих героев как индивидуальных личностей. так, князь игорь предстает перед нами как молодой и неопытный, но уже самоуверенный, амбициозный, эгоистичный человек. мы понимаем, что его, прежде всего, интересует собственная слава: «сядем же, други, на борзых коней да посмотрим синего дона! » брат игоря князь всеволод – сильный и смелый воин, но он и преданный брат, готовый поддержать игоря во всех его начинаниях. князь святослав киевский представлен как мудрый владыка, думающий, прежде всего, о благе руси. он переживает из-за постоянных княжеских междоусобий, ослабляющих страну, позволяющих кочевникам постоянно совершать набеги и разорять русь. жена игоря княгиня ярославна - образец женственности и преданности мужу. именно ее любовь игорю спастись, как, впрочем, ему и все силы природы, которые стремились вызволить князя из половецкого плена. практически с первых строк «слова» автор показывает участие природы в жизни героев. силы земли на протяжении всего похода влияют на князя игоря и его дружину. так, природа, предчувствуя поражение игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя: солнце дорогу ему тьмой заступило; ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила… природа же является и предзнаменованием поражения игоря и его дружины. в день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет ; черные тучи с моря идут…» однако именно природа князю игорю выбраться из плена и вернуться домой. любящей ярославне, по языческим законам молившей о все силы природы (солнце, ветер, днепр), игорю удается бежать. туман, ветер, трава, донец - сам бог указывал князю правильный путь: игорю-князю бог путь указывает из земли половецкой в землю, к златому престолу отцовскому. таким образом, автор показывает нам, что, несмотря ни на что, земля любит и прощает своего «блудного сына». игорь – князь, поэтому сама природа вернуться ему домой, «под крыло отца» - князя святослава киевского. и когда герою это удается, то на земле , несмотря на ее разорение, наступает праздник: «солнце светит на небе - игорь-князь в земле! » «слово о полку игореве» интересно и актуально своей патриотической идеей. судьба героев этого произведения неотделима, тесно связана с природой, с самой русью. автор показывает, что родина всячески своим сынам. она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. но и те, в свою очередь, должны думать о благе земли. автор «слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».