Впервую очередь, произведение «мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и мцыри около горного потока. однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. любовь к отчизне и жажды воли становятся для мцыри главнее других жизненных событий. лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи и стражей-монахов как огромное препятствие на пути к желанной свободе. его постоянно гложет мысль: «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы? ». и только дни побега наполнены для мцыри смыслом. несмотря на глубокий патриотизм мцыри, лермонтов не отображает это чувство в виде мечтательной любви к родине. патриотизм главного героя сильный, наполненный желанием сражаться. воинственный юношеские мотивы воспеты лермонтовом с явной симпатией. даже своего отца и друзей, мцыри, в первую очередь, вспоминает как о мужественных воинах. в своих снах он часто видит сражения, которые приносят победу. мцыри уверен, что он сможет быть хорошим защитником своего края. об этом можно судить из его слов: «в краю отцов не из последних удальцов». но, несмотря на все стремления юноши, ему так и не суждено было изведать, что такое упоение битвой. однако, в своей душе мцыри остается настоящим воином. лишь единственный раз, в день своего побега, мцыри волю слезам. кажется, что монастырское одиночество закалило волю юноши. именно поэтому, он совершает побег из своей тюрьмы в страшную, грозовую ночь. стихия устрашила монахов, а мцыри чувствует с ней родство. о мужестве и стойкости можно судить по эпизоду, в котором описывается его битва с барсом. смерть не пугает мцыри, он понимает, что вернувшись в монастырь, он испытает прежние страдания. финал картины говорит о том, что приближающаяся смерть не ослабевает мужества героя. повествование монаха не заставляют мцыри раскается в совершенных грехах. даже в столь трагическом моменте, он готов «рай и вечность променять» на несколько минут свободы, проведенной вместе со своими близкими. главный герой побежден , но только не духовно. лермонтов наделил его характер мужеством и героизмом, возможно, этого так не хватала современникам поэта. можно смело сказать, что кавказ в поэме представлен в виде героя. пейзаж этого места — средство раскрытия образа мцыри. поскольку главный герой не находит единства с окружением, его отдушиной становится природа. находясь в монастыре, герой ассоциирует себя с тепличным листком, который заключен в темницу из серых плит. оказавшись на воле, он первым делом, припадает к земле. в полной мере романтизм мцыри раскрывается именно в отношении к родной природе. мцыри — это сумрачный и одинокий герой, который наделен пламенными страстями. в рассказе-исповеди он в полной мере раскрывает свою душу. понять переживания и мысли главного героя строки о несчастливом детстве и юношестве. поэт постарался сделать акцент именно на психологической стороне мцыри. он поставил своего героя в центр поэмы, как незаурядного, сильного и свободолюбивого человека.
Тема любви - одна из ведущих в романе а.с. пушкина «евгений онегин». именно способностью искренне и предано любить автор «меряет» человеческую натуру, уровень развития своих героев. сам пушкин считал, что любовь составляет смысл существования, только любя, человек может полностью раскрыть все свои возможности, познать жизнь до конца. главным героем романа является молодой дворянин евгений онегин. один из главных вопросов произведения – умеет ли онегин любить? об этом читатель думает на протяжении всего романа. мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания и образа жизни героя. онегин с самых юных лет был частью высшего общества петербурга. все, чему мог там научиться герой, - это искусство лжи и лицемерия: как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать… высший свет петербурга совершенно непритязателен. в нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. глубже никто заглядывать не собирается. я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям. постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в этом обществе. естественно, онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». но в этих отношениях нет ни капли искренности. евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. он охладел ко всему вокруг. через некоторое время онегин уехал в деревню. лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь. но потом герою вновь стало скучно. именно во время такого «душевного холода» евгений онегин и встретил татьяну. молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. она, в отличие от онегина, умела сильно и искренно любить, отдаваясь этому чувству вся без остатка. подтверждение тому – признание, которое героиня первая написала онегину: я знаю, ты мне послан богом, до гроба ты хранитель ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты мне был уж мил… но онегин был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей отповедь. пережив этот отказ, татьяна, без любви, выходит замуж за другого. онегин же, после убийства ленского, некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. спустя несколько лет, евгений вновь встречается с татьяной. теперь она замужняя женщина, светская львица. но мы понимаем, что героиня по-прежнему любит онегина: я вас люблю (к чему но я другому отдана; я буду век ему верна. да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно - татьяна отказывает ему, оставаясь верной своему мужу. таким образом, герои пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими людьми. это неудивительно, ведь сам автор считает любовь главнейшим чувством в жизни человека: «и жизнь могущая дает и пышный цвет и сладкий плод». способность любить – главный критерий в оценке героев и людей для пушкина.