Центральным отрицательным персонажем в пьесе является деспотичная помещица Простакова, по девичьи Скотинина (фамилия как нельзя кстати раскрывает всю сущность этой женщины) Она не блещет интеллектом, считая, что и «без наук люди живут и жили». Именно отсутствие ума позволяет ей с упоением рассказывать о своем отце: «Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?». Яблоко от яблони не далеко падает – дочь полностью переняла черты своего батюшки. Простакова своеобразный хамелеон: своих слуг она тиранизирует, обзывает и всячески унижает, а перед теми, кто сильнее ее, сама готова унижаться и раболепствовать. Помещицу заботит исключительно собственная выгода, ее единственные заботы – как бы ободрать крестьян и женить любимого сыночка Митрофанушку на Софье, чтобы завладеть ее наследством.
Во всей своей омерзительности перед читателем предстаёт брат Простаковой Тарас Скотинин. Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми своими недостатками: как и сестра, он обделен умом, груб, невежественен, жаден до наживы, только в отличие от нее, умеет всегда «содрать» как можно больше оброка со своих крестьян. В нем напрочь отсутствует любовь к близким родственникам, он готов стереть в порошок родного племянника, который, как и он сам, жаждет жениться на Софье. Как ни странно, теплые чувства в этом персонаже вызывают лишь свиньи. Он просто спит и видит, как завладеет наследством Софьи и разведет огромный скотный двор. Скотинин свиней ценит превыше людей, особо примечательно, как он сватается к Софье: «Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило! <…> Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку».
Плеяду отрицательных героев завершает шестнадцатилетний сын Простаковой Митрофан. Примечательно, что в России это имя было преимущественно крестьянским и означало «явленный матерью». Во всех своих недостатках сыночек недалеко ушел от родительницы – он так же необуздан, груб, хитер и невежественен. Он безумно ленив, совершенно не заботится о своем образовании («Не хочу учиться, хочу жениться!»). По словам его учителя арифметики Цыфиркина: «В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете». Так и не получилось учителям ничего вдолбить в его пустую голову. Митрофанушка искренне уверен, что дверь, например, имя прилагательное, «потому что она приложена к своему месту», деление путает с умножением, а о том, что существует такая наука, как география, он и не слышал никогда. Довольно точно и иронично Митрофана характеризуют Софья и Правдин: «– Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет. – Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтырь». Митрофан – редкостный лгун и манипулятор и если его мать хоть немного скрашивает любовь к сыну, то в Митрофане мы и этого не находим. Во всей красе его мелкая натура раскрывается в заключительной сцене, когда он отталкивает поверженную слезами Простакову со словами: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..."
В соответствии с правилами трех единств действие пьесы
происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня,
и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия).
Персонажи четко делятся на отрицательных, (непросвещенных)
и положительных, (образованных), группируясь вполне симметрично:
четыре на четыре.
В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова -
все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней:
"женин муж", "сестрин брат", "матушкин сынок".
Во главе положительного лагеря стоит Стародум,
к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья.
Денис Иванович открывает комедию сценой примерки кафтана.
Тришка- крепостной, подневольный человек, но имеет собственное мнение.
ПРОСТАКОВА - самовластная барыня, не терпящая никаких пререканий и неисполнения её приказов; не лишена логического мышления; может извлечь
выгоду из любой ситуации.
Ей важно показать, что она является хозяйкой, и её слово-закон.
Да и как смеет холоп (''скот'') перечить ей, хозяйке, госпоже.
Так в пьесе заявляется автором социальный конфликт.
Он затрагивает очень важные вопросы воспитания и образования,
нравственности.
Здесь отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-
политического конфликта (здесь невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие).
Другая сторона конфликта-это те, кто противостоит
Простаковым-Скотининым (Стародум, Милон, Софья) .
Разрешение конфликта происходит извне.
Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать,
опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение
Центральным отрицательным персонажем в пьесе является деспотичная помещица Простакова, по девичьи Скотинина (фамилия как нельзя кстати раскрывает всю сущность этой женщины) Она не блещет интеллектом, считая, что и «без наук люди живут и жили». Именно отсутствие ума позволяет ей с упоением рассказывать о своем отце: «Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?». Яблоко от яблони не далеко падает – дочь полностью переняла черты своего батюшки. Простакова своеобразный хамелеон: своих слуг она тиранизирует, обзывает и всячески унижает, а перед теми, кто сильнее ее, сама готова унижаться и раболепствовать. Помещицу заботит исключительно собственная выгода, ее единственные заботы – как бы ободрать крестьян и женить любимого сыночка Митрофанушку на Софье, чтобы завладеть ее наследством.
Во всей своей омерзительности перед читателем предстаёт брат Простаковой Тарас Скотинин. Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми своими недостатками: как и сестра, он обделен умом, груб, невежественен, жаден до наживы, только в отличие от нее, умеет всегда «содрать» как можно больше оброка со своих крестьян. В нем напрочь отсутствует любовь к близким родственникам, он готов стереть в порошок родного племянника, который, как и он сам, жаждет жениться на Софье. Как ни странно, теплые чувства в этом персонаже вызывают лишь свиньи. Он просто спит и видит, как завладеет наследством Софьи и разведет огромный скотный двор. Скотинин свиней ценит превыше людей, особо примечательно, как он сватается к Софье: «Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило! <…> Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку».
Плеяду отрицательных героев завершает шестнадцатилетний сын Простаковой Митрофан. Примечательно, что в России это имя было преимущественно крестьянским и означало «явленный матерью». Во всех своих недостатках сыночек недалеко ушел от родительницы – он так же необуздан, груб, хитер и невежественен. Он безумно ленив, совершенно не заботится о своем образовании («Не хочу учиться, хочу жениться!»). По словам его учителя арифметики Цыфиркина: «В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете». Так и не получилось учителям ничего вдолбить в его пустую голову. Митрофанушка искренне уверен, что дверь, например, имя прилагательное, «потому что она приложена к своему месту», деление путает с умножением, а о том, что существует такая наука, как география, он и не слышал никогда. Довольно точно и иронично Митрофана характеризуют Софья и Правдин: «– Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет. – Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтырь». Митрофан – редкостный лгун и манипулятор и если его мать хоть немного скрашивает любовь к сыну, то в Митрофане мы и этого не находим. Во всей красе его мелкая натура раскрывается в заключительной сцене, когда он отталкивает поверженную слезами Простакову со словами: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..."
В соответствии с правилами трех единств действие пьесы
происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня,
и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия).
Персонажи четко делятся на отрицательных, (непросвещенных)
и положительных, (образованных), группируясь вполне симметрично:
четыре на четыре.
В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова -
все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней:
"женин муж", "сестрин брат", "матушкин сынок".
Во главе положительного лагеря стоит Стародум,
к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья.
Денис Иванович открывает комедию сценой примерки кафтана.
Тришка- крепостной, подневольный человек, но имеет собственное мнение.
ПРОСТАКОВА - самовластная барыня, не терпящая никаких пререканий и неисполнения её приказов; не лишена логического мышления; может извлечь
выгоду из любой ситуации.
Ей важно показать, что она является хозяйкой, и её слово-закон.
Да и как смеет холоп (''скот'') перечить ей, хозяйке, госпоже.
Так в пьесе заявляется автором социальный конфликт.
Он затрагивает очень важные вопросы воспитания и образования,
нравственности.
Здесь отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-
политического конфликта (здесь невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие).
Другая сторона конфликта-это те, кто противостоит
Простаковым-Скотининым (Стародум, Милон, Софья) .
Разрешение конфликта происходит извне.
Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать,
опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение
нравственных основ.
Подробнее - на -