Образ Петра I увлекал А. С. Пушкина всю жизнь и рассматривался поэтом во многих произведениях, но наиболее ярко великий царь изображается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» . И в том, и в другом произведении перед нами предстает образ величественного, умного, гордого, твердого властителя, действительно Петра Великого. Но все же отношение Пушкина к своему герою неоднозначно. В поэме «Полтава» мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе, почти полубога.
Сочетание «ужасного» и «прекрасного» , «звучный глас» , «свыше вдохновенный» , — все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным божественной силой, чтобы привести русские войска к победе, а Россию — к славе и величию. Но Петр величествен не только во время сражения, когда он «могущ и радостен, как бой» ; Петр прекрасен и после победы, когда он великодушно принимает у себя «славных пленников» , угощает и «своих вождей» , и «вождей чужих.
Во вступлении к поэме « Медный всадник» император по-прежнему показан как дальновидный, умный и твердый политик. Петр действительно смотрит «вдаль» , и это — и его плюс, и его минус. Петр видит великое будущее России и «юный град» , «полнощных стран красу и диво» ; он смотрит вдаль и не видит того, что вблизи, не видит «мшистые, топкие берега» , реку, грозящую наводнением, «лес, неведомый лучам 'в тумане спрятанного солнца» . Да, создание города на берегу Балтийского моря было необходимо, это отвечало и стратегическим, и экономическим интересам государства, но эти общегосударственные интересы все время сталкивались с частными интересами простых людей, жителей Петербурга, страдавших от наводнений и сырого «болотного» климата. Эта проблема столкновения «общего» с «частным» и является главной проблемой, раскрываемой Пушкиным в поэме «Медный всадник» .
Если в «Полтаве» мы видим перед собой прекрасное живое воплощение божественной силы, то в «Медном всаднике» мы сталкиваемся с чем-то тоже сверхчеловеческим, но отнюдь не прекрасным, а устрашающим:
1.Поэт был потомком рода Боратынских – шляхтичей, перебравшихся в Россию на исходе 17 века. Своей фамилией он обязан замку Боратынь, расположенному в Польше.
2.Отец Баратынского входил в свиту императора Павла, а его мать была придворной дамой Марии Федоровны. Именно император отцу Евгения и его брату обширное поместье с 2000 крепостных, где и появился на свет Евгений.
3.Дядя поэта был итальянцем, поэтому Евгений рано освоил этот иностранный язык. Кроме того, с 8 лет он писал языке французов, принятом в семье, а в пансионе выучил и немецкий.
4.Баратынский, мечтавший о карьере военного, поступил в Пажеский корпус – престижнейшее учебное заведение в империи, где из отпрысков дворянских фамилий делали военачальников.
5.В Пажеском корпусе Евгений сблизился с группой сверстников, создавших хулиганское «Общество мстителей». На четвертый год учебы подростки провернули крупную шалость – украли из стола отца одного из товарищей, отдавшего им ключ, 500 рублей и драгоценную табакерку. Мальчики накупили на добытые деньги сладости и были очень довольны собой, пока об их проделке не узнали и не исключили из корпуса. Для Баратынского это стало ужасным ударом, изменившим всю его жизнь.
6.После исключения из корпуса Баратынский был лишен права занимать государственные должности, кроме позиции простого солдата.
7.Проявив упорство, он поступил рядовым в егерский полк. Для этого он перебрался из родового имения в Петербург, где познакомился с известными литераторами и опубликовал свои первые стихи.
8.Баратынский вместе со своим полком почти 6 лет провел в Финляндии. Друзья пытались добиться присвоения ему офицерского звания, но император регулярно отклонял эти Только в 25 лет Баратынский наконец получил чин прапорщика и вышел в отставку.
9.Баратынский стал первым российским поэтом, чей сборник стихов имел внутреннее единство и продуманную композицию. Подобные поэтические книги получат распространение в России только в 20 веке.
Образ Петра I увлекал А. С. Пушкина всю жизнь и рассматривался поэтом во многих произведениях, но наиболее ярко великий царь изображается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» . И в том, и в другом произведении перед нами предстает образ величественного, умного, гордого, твердого властителя, действительно Петра Великого. Но все же отношение Пушкина к своему герою неоднозначно. В поэме «Полтава» мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе, почти полубога.
Сочетание «ужасного» и «прекрасного» , «звучный глас» , «свыше вдохновенный» , — все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным божественной силой, чтобы привести русские войска к победе, а Россию — к славе и величию. Но Петр величествен не только во время сражения, когда он «могущ и радостен, как бой» ; Петр прекрасен и после победы, когда он великодушно принимает у себя «славных пленников» , угощает и «своих вождей» , и «вождей чужих.
Во вступлении к поэме « Медный всадник» император по-прежнему показан как дальновидный, умный и твердый политик. Петр действительно смотрит «вдаль» , и это — и его плюс, и его минус. Петр видит великое будущее России и «юный град» , «полнощных стран красу и диво» ; он смотрит вдаль и не видит того, что вблизи, не видит «мшистые, топкие берега» , реку, грозящую наводнением, «лес, неведомый лучам 'в тумане спрятанного солнца» . Да, создание города на берегу Балтийского моря было необходимо, это отвечало и стратегическим, и экономическим интересам государства, но эти общегосударственные интересы все время сталкивались с частными интересами простых людей, жителей Петербурга, страдавших от наводнений и сырого «болотного» климата. Эта проблема столкновения «общего» с «частным» и является главной проблемой, раскрываемой Пушкиным в поэме «Медный всадник» .
Если в «Полтаве» мы видим перед собой прекрасное живое воплощение божественной силы, то в «Медном всаднике» мы сталкиваемся с чем-то тоже сверхчеловеческим, но отнюдь не прекрасным, а устрашающим:
1.Поэт был потомком рода Боратынских – шляхтичей, перебравшихся в Россию на исходе 17 века. Своей фамилией он обязан замку Боратынь, расположенному в Польше.
2.Отец Баратынского входил в свиту императора Павла, а его мать была придворной дамой Марии Федоровны. Именно император отцу Евгения и его брату обширное поместье с 2000 крепостных, где и появился на свет Евгений.
3.Дядя поэта был итальянцем, поэтому Евгений рано освоил этот иностранный язык. Кроме того, с 8 лет он писал языке французов, принятом в семье, а в пансионе выучил и немецкий.
4.Баратынский, мечтавший о карьере военного, поступил в Пажеский корпус – престижнейшее учебное заведение в империи, где из отпрысков дворянских фамилий делали военачальников.
5.В Пажеском корпусе Евгений сблизился с группой сверстников, создавших хулиганское «Общество мстителей». На четвертый год учебы подростки провернули крупную шалость – украли из стола отца одного из товарищей, отдавшего им ключ, 500 рублей и драгоценную табакерку. Мальчики накупили на добытые деньги сладости и были очень довольны собой, пока об их проделке не узнали и не исключили из корпуса. Для Баратынского это стало ужасным ударом, изменившим всю его жизнь.
6.После исключения из корпуса Баратынский был лишен права занимать государственные должности, кроме позиции простого солдата.
7.Проявив упорство, он поступил рядовым в егерский полк. Для этого он перебрался из родового имения в Петербург, где познакомился с известными литераторами и опубликовал свои первые стихи.
8.Баратынский вместе со своим полком почти 6 лет провел в Финляндии. Друзья пытались добиться присвоения ему офицерского звания, но император регулярно отклонял эти Только в 25 лет Баратынский наконец получил чин прапорщика и вышел в отставку.
9.Баратынский стал первым российским поэтом, чей сборник стихов имел внутреннее единство и продуманную композицию. Подобные поэтические книги получат распространение в России только в 20 веке.