Основной моральный конфликт сказки: Удивительным образом, несмотря на прекрасное отношение со стороны добрых людей, мальчик вырос злым и жестоким, ведь он считал себя сыном звезды. Кроме того, мальчик был хорош собой, силен. Это позволяло ему быть вождем не только своих названных братьев и сестер, но и всей окрестной детворы. Однажды к дому подошла нищенка. Внешне она была ужасна: ее лицо точила проказа, ее руки были в язвах, а одета она была в лохмотья. Жестокий мальчик стал всячески издеваться над ней. Лесоруб пришел в ярость от поведения приемного сына и сделал ему суровое внушение. Однако мальчик не внял отцу и с присущим ему гонором заявил: «Ты простолюдин, у тебя нет прав указывать мне. Я-то сын звезды». Отец резонно напомнил ему, что это именно он, простой дровосек его от смерти давным-давно. Нищенка, услышав это, бросилась к нему и призналась, что именно она мать «мальчика со звезды». Лесоруб обрадовался и сказал сыну, который играл на улице, чтобы он зашел в дом, ибо мальчика ждет его мать. Бессердечный юнец вошел в дом. Перед ним была всего лишь нищенка, над которой он еще недавно измывался. Он сказал, что это не его мать и что он скорее поцелует жабу или гадюку, чем ее. Сказав это, он вышел из дома. Но не успел он показаться на улице, как его теперь уже бывшие друзья назвали прекрасного юношу «уродом», «жабой». Он не мог понять, в чем дело, но потом нашел пруд и увидел в нем, что он стал жутко мерзок на вид (здесь можно усмотреть некоторый миф о нарциссе наоборот). Понял он, что постигло его наказание за грехи. Устыдившись своего поведения, он попрощался с лесорубом и его семьей и отправился на поиски нищенки-матери, с которой он так несправедливо обошелся. Таково краткое содержание. «Мальчик-звезда» - сказка, основной моральный конфликт которой - схватка добра и зла в сердце человека.
черновики повести гоголя «заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. скорее всего она была написана в 1830 году. повесть «заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «вечера на хуторе близ диканьки».
произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. подзаголовок цикла указывает, что «вечера на хуторе близ диканьки» издал некий пасечник рудый панько. повести «вечер накануне ивана купала», «пропавшая грамота» и «заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. такое отстранение автора от участника событий позволило гоголю добиться двойного эффекта. во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.
сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. в славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. традиционен для народных и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.
самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки», «курень», «баштан», «хлопцы»… предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.
главный герой повести – дед максим. автор описывает его с доброй иронией. это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. деду нравится слушать рассказы чумаков. внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми», но понятно, что старик души не чает в сорванцах. а те дружелюбно подшучивают над дедом.
важный элемент повести – само заколдованное место. в наше время его бы назвали аномальной зоной. дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами», так ноги сами перестают танцевать. а внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.
переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.
проклятое место имеет «свой характер». оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. заколдованное место не прочь поиграть с дедом. то не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. в арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. страх заставляет старика на время бросить находку. но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. в котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».
после такой науки герой повести стал религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.
подобный финал закономерен. гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. дед получает в награду не клад, а насмешку. так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.
черновики повести гоголя «заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. скорее всего она была написана в 1830 году. повесть «заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «вечера на хуторе близ диканьки».
произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. подзаголовок цикла указывает, что «вечера на хуторе близ диканьки» издал некий пасечник рудый панько. повести «вечер накануне ивана купала», «пропавшая грамота» и «заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. такое отстранение автора от участника событий позволило гоголю добиться двойного эффекта. во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.
сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. в славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. традиционен для народных и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.
самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки», «курень», «баштан», «хлопцы»… предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.
главный герой повести – дед максим. автор описывает его с доброй иронией. это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. деду нравится слушать рассказы чумаков. внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми», но понятно, что старик души не чает в сорванцах. а те дружелюбно подшучивают над дедом.
важный элемент повести – само заколдованное место. в наше время его бы назвали аномальной зоной. дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами», так ноги сами перестают танцевать. а внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.
переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.
проклятое место имеет «свой характер». оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. заколдованное место не прочь поиграть с дедом. то не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. в арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. страх заставляет старика на время бросить находку. но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. в котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».
после такой науки герой повести стал религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.
подобный финал закономерен. гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. дед получает в награду не клад, а насмешку. так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.