"Но ничто не вечно под луною. И дружба Темы с Ивановым прекратилась, и мечты о деревне не осуществились, и на самое воспоминание об этих лучших днях из детства Темы жизнь безжалостно наложила свою гадливую печать, как бы в отместку за доставленное блаженство. "
ВОТ СОКРАЩЕННЫЙ ОТРЫВОК: На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего» , и ему приходится пережить несколько дней «тяжелого одиночества» .
Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путем пошлой жизни» . Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела» ; компания заслужила прозвище «американцев» , а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек» , счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.
НУ НАПИШИ ВООБЩЕ ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА ТЫРЫ ПЫРЫ ОБОБЩЕННО, НАПИШИ ЧТО ОНИ ПОССОРИЛИСЬ, А ПОТОМ ОПЯТЬ ВСТРЕТИЛИСЬ. НИЧТО НИ ВЕЧНО ПОД ЛУНОЙ И ТАК ДАЛЕЕ...
нам осталось поговорить о лирических стихотворениях поэта. к таким принадлежит "разговор с анакреоном", произведение, которое ломоносов дорабатывал и перерабатывал не один раз в течение 1750-х–1762-го годов и которое для него самого являлось программным. стихотворение построено как диалог двух поэтов: древнегреческого и современного. в споре и диалоге, как известно, рождается истина, потому ломоносов и избрал столь оригинальную форму стиха. в чем истинное назначение поэзии – вопрос, который здесь поставлен. анакреон жил давно, в пятом веке до нашей эры. в своих песнях поэт прославлял светлые и радостные минуты жизни, счастье в любви, красоту, молодость, а если старость, – то довольную собою и беспечальную. и в древности, и в более поздние времена стихотворения анакреона были настолько популярны, ему так активно подражали, что возникло даже обозначение этого направления в поэзии – "анакреонтическая лирика".
вот с таким поэтом вступает в полемический диалог ломоносов. чтобы убедить читателя в своей правоте, он сначала переводит строфу из анакреона, а следом сочиняет свой ответ, предлагает собственное понимание затронутой в этой строфе темы. так и чередуются фрагменты произведения: мысли, принадлежащие анакреону – мысли, принадлежащие ломоносову. древнегреческий поэт сетует, что в своих песнях не может настроиться на героическую тему – поневоле строки о любви:
мечты о деревне не осуществились, и на самое воспоминание об этих лучших
днях из детства Темы жизнь безжалостно наложила свою гадливую печать, как бы
в отместку за доставленное блаженство. "
ВОТ СОКРАЩЕННЫЙ ОТРЫВОК: На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего» , и ему приходится пережить несколько дней «тяжелого одиночества» .
Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путем пошлой жизни» . Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела» ; компания заслужила прозвище «американцев» , а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек» , счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.
НУ НАПИШИ ВООБЩЕ ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА ТЫРЫ ПЫРЫ ОБОБЩЕННО, НАПИШИ ЧТО ОНИ ПОССОРИЛИСЬ, А ПОТОМ ОПЯТЬ ВСТРЕТИЛИСЬ. НИЧТО НИ ВЕЧНО ПОД ЛУНОЙ И ТАК ДАЛЕЕ...
нам осталось поговорить о лирических стихотворениях поэта. к таким принадлежит "разговор с анакреоном", произведение, которое ломоносов дорабатывал и перерабатывал не один раз в течение 1750-х–1762-го годов и которое для него самого являлось программным. стихотворение построено как диалог двух поэтов: древнегреческого и современного. в споре и диалоге, как известно, рождается истина, потому ломоносов и избрал столь оригинальную форму стиха. в чем истинное назначение поэзии – вопрос, который здесь поставлен. анакреон жил давно, в пятом веке до нашей эры. в своих песнях поэт прославлял светлые и радостные минуты жизни, счастье в любви, красоту, молодость, а если старость, – то довольную собою и беспечальную. и в древности, и в более поздние времена стихотворения анакреона были настолько популярны, ему так активно подражали, что возникло даже обозначение этого направления в поэзии – "анакреонтическая лирика".
вот с таким поэтом вступает в полемический диалог ломоносов. чтобы убедить читателя в своей правоте, он сначала переводит строфу из анакреона, а следом сочиняет свой ответ, предлагает собственное понимание затронутой в этой строфе темы. так и чередуются фрагменты произведения: мысли, принадлежащие анакреону – мысли, принадлежащие ломоносову. древнегреческий поэт сетует, что в своих песнях не может настроиться на героическую тему – поневоле строки о любви: