Как писал Гоголь, "в "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем". Уездный город Эн, таким образом - место, где в преувеличенном виде собрались все пороки, присущие России тех лет. Казнокрадство, взяточничество и произвол власть имущих - вот неполный список того, что в городе Эн цветет пышным цветом.
Коррупция особенно отчетливо проявляется в отношении властей к торговому люду, к купцам. Это отношение можно описать одним лишь словом: "произвол". Это становится ясно из реплик купцов, говорящих о городничем.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский относится к городским купцам крайне неуважительно и безжалостно их обирает.
"Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай… Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…" - жалуется один из купцов. Мало того, что городничий вымогает подношения и откровенно грабит купцов - он их еще и "таскает за бороду."
Причем в самих поборах купцы не видят ничего удивительного или неправильного. Их приводит в отчаяние лишь чрезмерная жадность городничего. "Мы уж порядок всегда исполняем: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты... Нет, вишь ты, ему всего этого мало!" "…и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…"
Поэтому неудивительно, что дела в городе Эн обстоят не особенно хорошо. Ведь там, где ни во что не ставят торговый люд, экономика хиреет.
Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы "Мертвые души", был подарен Гоголю А.С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: "Я помешался на комедии". В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и "электричества чин". "Электричества чин" и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором. В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных служебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей. Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов,а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения". Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен", Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек". Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке". Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и т.п.
Купечество в комедии Гоголя "Ревизор"
Как писал Гоголь, "в "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем". Уездный город Эн, таким образом - место, где в преувеличенном виде собрались все пороки, присущие России тех лет. Казнокрадство, взяточничество и произвол власть имущих - вот неполный список того, что в городе Эн цветет пышным цветом.
Коррупция особенно отчетливо проявляется в отношении властей к торговому люду, к купцам. Это отношение можно описать одним лишь словом: "произвол". Это становится ясно из реплик купцов, говорящих о городничем.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский относится к городским купцам крайне неуважительно и безжалостно их обирает.
"Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай… Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…" - жалуется один из купцов. Мало того, что городничий вымогает подношения и откровенно грабит купцов - он их еще и "таскает за бороду."
Причем в самих поборах купцы не видят ничего удивительного или неправильного. Их приводит в отчаяние лишь чрезмерная жадность городничего. "Мы уж порядок всегда исполняем: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты... Нет, вишь ты, ему всего этого мало!" "…и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…"
Поэтому неудивительно, что дела в городе Эн обстоят не особенно хорошо. Ведь там, где ни во что не ставят торговый люд, экономика хиреет.
русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: "Я помешался на комедии".
В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В "Театральном разъезде" Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и "электричества чин". "Электричества чин" и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором.
В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных служебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.
При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей.
Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов,а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения". Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен", Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".
Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке".
Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и т.п.