Ассонанс на звук «у»: этот звук повторяется тринадцать раз, из них на шесть «у» приходится ударение! Такая яркая звукопись в сочетании с выразительным глаголом-метафорой «теснится» усиливает чувство грусти и тревоги. Трёхстопный ямб звучит в стихотворении по-разному: в первой строфе, отягощённой тёмным и узким звуком «у», ритм замедленный, тяжёлый; во второй и третьей строфах, благодаря обилию открытых, облегчённых звуков «а» и «э», ритм становится более быстрым и свободным.
Тема – сила молитвы в жизни человека.Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе.
Описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние, раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны
Эпитеты, метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”.
Ассонанс на звук «у»: этот звук повторяется тринадцать раз, из них на шесть «у» приходится ударение! Такая яркая звукопись в сочетании с выразительным глаголом-метафорой «теснится» усиливает чувство грусти и тревоги. Трёхстопный ямб звучит в стихотворении по-разному: в первой строфе, отягощённой тёмным и узким звуком «у», ритм замедленный, тяжёлый; во второй и третьей строфах, благодаря обилию открытых, облегчённых звуков «а» и «э», ритм становится более быстрым и свободным.
Трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.
Смысл названия стихотворения «Молитва» с философским подтекстом, учит и наставляет читателя всегда взывать к Богу если трудно, страшно и безотрадно.
Объяснение:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!»
И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника...
Трижды громкий клич прокликали —
Ни один боец и не тронулся,
Лишь стоят да друг друга поталкивают.
На просторе опричник похаживает,
Над плохими бойцами подсмеивает:
«Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку».