Домашнее задание. Прочитайте текст и письменно ответьте на во Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. В эту
минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, все спит. Солнце уже клонится к закату. Медленно спадает
жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе
летают аисты. Они распластали широкие, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в
солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно
взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.
Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. Они, наверно,
высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а
то и постоять в раздумье на одной ноге. Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех
полях и дорогах — люди. Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать
пулеметные очереди, высокий голубой зло невидимые шмели-пули, аисты пугливо
бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.
Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. Я
прищуриваюсь и дремотно притихаю.
1. Почему, по мнению автора текста, без аистов синее небо становится пустым и скучным?
2. Как летают аисты?
3. Какое время года описывается в тексте?
4. Почему птицы не могут снизиться?
Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табуретке рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях. Перед написанием текста пергамент разлиновывался с линейки и шильца, а с XVI века для линования листов стали применять рамку с натянутыми на ней нитями. Сушили чернила, присыпая их песком.
В монастырских и княжеских книжных мастерских было разделение труда. Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, иногда бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из металла (меди, золота или серебра). Некоторые книги помещали в оклад — своего рода футляр, серебряный или даже золотой. Его украшали драгоценными камнями. Книга получалась большой и тяжелой. Держать ее в руках было трудно, поэтому при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет.
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке[1].
Садко (былина)
Садко (былина) Илья Репин «Садко» Садко ( Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два.
Пословица — это целое предложение со смыслом, а поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Бежал от дыма и упал в огонь.
Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Государству требовалось хорошо подготовленное духовенство, а также нужны были грамотные люди и для дипломатической, хозяйственной и иной деятельности.