По свидетельствам современников, сюжет “Ревизора” Гоголю подсказал Пушкин. Гоголь обратился попросил поэта дать ему сюжет “смешной или не смешной, но русский чисто анекдот”. Гоголь пообещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта” - и сдержал обещание: комедия действительно получилась невероятно смешной.
Начиная с премьер в Петербурге и Москве 1836 году, комедия всегда имела грандиозный успех у публики. Комедия "Ревизор" оказала огромное влияние на российское общество - настолько, что фамилия главного героя стала именем нарицательным и возникло слово "хлестаковщина". Так стали называть сочетание крайней несерьезности с безудержным, беззастенчивым враньем и хвастовством.
Разумеется, не обошлось и без волны критики, что обрушилась и на саму пьесу, и на автора. Критики не случайно ругали пьесу: очень уж острой и актуальной она была. К тому же, они могли узнать в героях комедии себя. Гоголь обладал даром создавать типичные образы, в которых любой мог найти свои черты или черты своих знакомых.
Гоголь вывел на сцену множество характеров, а также вскрыл общественные пороки, порожденные самодержавием и крепостническим строем: казнокрадство, взяточничество, лень, угодничество и многие другие.
В некотором роде ответом Гоголя критикам стал эпиграф к комедии, появившийся через шесть лет после выхода комедии в свет. Это известная народная пословица: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
Можно заметить, что в комедии Грибоедова «говорящие» фамилии не только указывают на какой-то аспект характера героя, но еще и отсылают к теме человеческого общения — «говорение» (Фамусов от лат. fama — «молва» ; Репетилов от франц. repeter — «повторять» ; Хлестова от «хлесткий» ; «скалить зубы» (Скалозуб) ; «слушание» (Тугоуховские) , «молчание» (Молчалин) . Таким образом, имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума» : ведь это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней — глухота и непонимание) . Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме. Фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и собачки.
По свидетельствам современников, сюжет “Ревизора” Гоголю подсказал Пушкин. Гоголь обратился попросил поэта дать ему сюжет “смешной или не смешной, но русский чисто анекдот”. Гоголь пообещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта” - и сдержал обещание: комедия действительно получилась невероятно смешной.
Начиная с премьер в Петербурге и Москве 1836 году, комедия всегда имела грандиозный успех у публики. Комедия "Ревизор" оказала огромное влияние на российское общество - настолько, что фамилия главного героя стала именем нарицательным и возникло слово "хлестаковщина". Так стали называть сочетание крайней несерьезности с безудержным, беззастенчивым враньем и хвастовством.
Разумеется, не обошлось и без волны критики, что обрушилась и на саму пьесу, и на автора. Критики не случайно ругали пьесу: очень уж острой и актуальной она была. К тому же, они могли узнать в героях комедии себя. Гоголь обладал даром создавать типичные образы, в которых любой мог найти свои черты или черты своих знакомых.
Гоголь вывел на сцену множество характеров, а также вскрыл общественные пороки, порожденные самодержавием и крепостническим строем: казнокрадство, взяточничество, лень, угодничество и многие другие.
В некотором роде ответом Гоголя критикам стал эпиграф к комедии, появившийся через шесть лет после выхода комедии в свет. Это известная народная пословица: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
«говорящие» фамилии не только указывают на какой-то аспект
характера героя, но еще и отсылают к теме человеческого общения —
«говорение» (Фамусов от лат. fama — «молва» ; Репетилов от франц.
repeter — «повторять» ; Хлестова от «хлесткий» ; «скалить зубы»
(Скалозуб) ; «слушание» (Тугоуховские) , «молчание» (Молчалин) .
Таким образом, имена героев значимы не только по отдельности, но и
все вместе: в совокупности они составляют важный символический
ключ к пониманию проблематики «Горя от ума» : ведь это комедия о
трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней —
глухота и непонимание) . Такая глубокая символичность не свойственна
«говорящим» фамилиям в классицизме.
Фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и собачки.