Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем, существует иной, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:
Бирюк – герой одноименного рассказа И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника». В Орловской губернии Бирюком называли человека одинокого и угрюмого. На самом деле героя зовут Фома Кузьмич и он является незаменимым лесником в округе. Внешне это высокий, плечистый, хорошо сложенный мужчина с густыми бровями, бородой и небольшими карими глазами. По натуре он личность цельная, справедливая, по-своему трагичная. Он живет на опушке леса в маленькой, бедной избенке с двенадцатилетней дочкой и новорожденным младенцем. Жена оставила его и детей ради прохожего мещанина. Слава о Бирюке пошла далеко за пределы леса. Все знают, что он силен и ловок, как дьявол. У него в лесу и вязанка хворосту не пропадет, поэтому народ не может там наживаться. Сам он живет бедно, но честно зарабатывая свой хлеб.
Он уверен в своей правоте и в том, что даже бедность не может толкать человека на воровство. В ходе рассказа он сталкивается с одним вором, который рубил дерево под проливным дождем, чтобы прокормить семью и одну тощую лошадь. С одной стороны, Бирюк не хочет поступаться своими принципами, а с другой – в нем часто проявляются жалость и сострадание. Так он и живет всю жизнь, колеблясь между чувствами и принципами.
Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем, существует иной, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:
приговоры,песнипричитания.Он уверен в своей правоте и в том, что даже бедность не может толкать человека на воровство. В ходе рассказа он сталкивается с одним вором, который рубил дерево под проливным дождем, чтобы прокормить семью и одну тощую лошадь. С одной стороны, Бирюк не хочет поступаться своими принципами, а с другой – в нем часто проявляются жалость и сострадание. Так он и живет всю жизнь, колеблясь между чувствами и принципами.