Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник». С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением. Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»». И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности. Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.
Растекался мыслию по древу; поострил сердце мужеством; скача,по мысленному древу; серым волком по земле; сизым орлом под облаками; живые струны; ум князя уступил желанию; вступил Игорь-князь в золотое стремя; Олегово храброе гнездо; восплескала лебедиными крылами; два солнца померкли; веселье по ковылю развеял; Игорь мыслью поля мерит; идут смерчи тучами.
3) Олицетворение:
Поле битвы в произведении сравнивают с пашней, Соловьиное пение не прекратилось — оно "уснуло", трава не просто полегла — она "никнет".
4) Сравнения:
Серым волком по земле; Сизым орлом под облаками; Скачут,как серые волки в поле; Словно лебеди распущенные; Соловей старого времени; Поскакал горностаем к тростнику; Белым гоголем на воду; Соколом полетел; Волком побежал; Соскочил серым волком; Опутаем соколенка.
Объяснение:
1) Эпитеты:
Старые слова, вещие персты, светлое солнце, мечи булатные, светлый князь, Ярый тур Всеволод, красные девушки, поганые полки, червленые щиты, князья-молодые месяцы, золотое слово, железные полки, шелковый рукав, зеленое погребальное покрывало,стрелы каленые, чистое поле, острые мечи, синее море, чёрный ворон, красные девы.
2) Метафоры:
Растекался мыслию по древу; поострил сердце мужеством; скача,по мысленному древу; серым волком по земле; сизым орлом под облаками; живые струны; ум князя уступил желанию; вступил Игорь-князь в золотое стремя; Олегово храброе гнездо; восплескала лебедиными крылами; два солнца померкли; веселье по ковылю развеял; Игорь мыслью поля мерит; идут смерчи тучами.
3) Олицетворение:
Поле битвы в произведении сравнивают с пашней, Соловьиное пение не прекратилось — оно "уснуло", трава не просто полегла — она "никнет".
4) Сравнения:
Серым волком по земле; Сизым орлом под облаками; Скачут,как серые волки в поле; Словно лебеди распущенные; Соловей старого времени; Поскакал горностаем к тростнику; Белым гоголем на воду; Соколом полетел; Волком побежал; Соскочил серым волком; Опутаем соколенка.
5) Повторы:
"За Русскую землю,
За Игоревы раны -
Удалого сына Святославича",
"О Русская земля!
Ты уже за холмлом."
6) Обращения:
"Братие и дружино!
Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти;
а всядемъ, братие,
на свои бръзыя комони,
да позримъ
синего Дону! ".