Одной из главных проблем, затронутых в романе александра сергеевича пушкина «капитанская дочка», можно назвать проблему сохранения чести. сочинение береги честь смолоду поверьте мне, я чист душою., н. рубцов я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. можно пережить распад , можно смириться, хотя трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. в человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, в черной дыре народы, погибают отдельные личности. писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в . понятие чести воспитывается в человеке с детства. на примере повести а.с. пушкина «капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. главный герой повести петр андреевич гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. ему было с кого брать пример. пушкин устами савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода гриневых: «кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного петра гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. первый раз петр гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. но благородство взяло верх. человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. например, петр гринев, несмотря на недовольство савельича, бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. его поступок в будущем спас им обоим жизни. этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
в своем романе "дубровский" а. с. пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков троекурова и дубровского. дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. для троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.
когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность троекурова крестьян дубровского, естественно, что вся дворовая челядь дубровского возмутилась. люди знали о троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, решение из уездного суда. крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
ночью молодой барин владимир дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. кузнец архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. а невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с дубровским в лес.
после в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. во главе этой шайки стоял дубровский. те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.
в своем романе "дубровский" а. с. пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков троекурова и дубровского. дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. для троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.
когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность троекурова крестьян дубровского, естественно, что вся дворовая челядь дубровского возмутилась. люди знали о троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, решение из уездного суда. крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
ночью молодой барин владимир дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. кузнец архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. а невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с дубровским в лес.
после в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. во главе этой шайки стоял дубровский. те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.