Повесть Дарьи Вильке «Тысяча лет тишины» логично продолжает сборник рассказов: действие происходит летом, текст насыщен реалиями дачной жизни и за то время, которое читатель проживает с героиней повести, она успевает повзрослеть и многое открыть для себя. Однако отличие этого текста от сопутствующих ему – череда несчастий, подстерегающих героев, – глухота, детский церебральный паралич, опасная травма ноги, заболевание раком – кажется, что повесть должна оставлять тяжелое впечатление, но это не так.
Повесть Дарьи Вильке прежде всего о том, что человек сам творит свой собственный мир. Как Бабтоня не желает замечать тугоухость Ринки, так и читатель за все время повествования редко когда вспомнит об этом, а беды, случающиеся с героями, не занимают центрального места в повествовании. Так зачем же автор обрушивает на головы своих героев одно несчастье за другим? Цитируя одну из героинь повести, ответим: «Трудности тоже нужны <…> чтоб узнать, кто друг, кто враг, кто умный, кто дурак. Чтоб умнеть. А то живешь – и всего этого не знаешь».
Испытания, выпавшие на долю героев, становятся полосой, перейдя через которую, они обнаруживают себя в другом качестве. Как в сказке. Чудесам в прямом смысле слова (на которые она из самых ярких героинь повести – храбрая, сильная и очень правдивая Бабтоня) сопутствуют чудеса человеческих отношений. Книга эта – о человечности и о волшебной силе в каждом из нас.
Маруся, сестра валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет короленко в главе «знакомство продолжается» . — несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого ” вася сравнивал марусю со своей сестрой соней, которой тоже было четыре года: “ соня была кругла, как пышка, и , как мячик. она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. маруся росла в нищете и часто бывала голодна. за ней ухаживал брат валек.
Повесть Дарьи Вильке «Тысяча лет тишины» логично продолжает сборник рассказов: действие происходит летом, текст насыщен реалиями дачной жизни и за то время, которое читатель проживает с героиней повести, она успевает повзрослеть и многое открыть для себя. Однако отличие этого текста от сопутствующих ему – череда несчастий, подстерегающих героев, – глухота, детский церебральный паралич, опасная травма ноги, заболевание раком – кажется, что повесть должна оставлять тяжелое впечатление, но это не так.
Повесть Дарьи Вильке прежде всего о том, что человек сам творит свой собственный мир. Как Бабтоня не желает замечать тугоухость Ринки, так и читатель за все время повествования редко когда вспомнит об этом, а беды, случающиеся с героями, не занимают центрального места в повествовании. Так зачем же автор обрушивает на головы своих героев одно несчастье за другим? Цитируя одну из героинь повести, ответим: «Трудности тоже нужны <…> чтоб узнать, кто друг, кто враг, кто умный, кто дурак. Чтоб умнеть. А то живешь – и всего этого не знаешь».
Испытания, выпавшие на долю героев, становятся полосой, перейдя через которую, они обнаруживают себя в другом качестве. Как в сказке. Чудесам в прямом смысле слова (на которые она из самых ярких героинь повести – храбрая, сильная и очень правдивая Бабтоня) сопутствуют чудеса человеческих отношений. Книга эта – о человечности и о волшебной силе в каждом из нас.