История создания поэмы «Мцыри», известной романтической поэмы М. Лермонтова, могла бы сама по себе послужить сюжетом для повести. Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем следующие строки: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы». Но понадобилось достаточно много времени, почти 10 лет, чтобы замысел поэта воплотился. Самым сложным оказалось найти те идеалы, за которые мог бы погибнуть герой.
В 1830 году Лермонтов пишет небольшую поэму «Исповедь». В ней герой-монах осужден на казнь за любовь. Через несколько лет поэт создает еще одну поэму, «Боярин Орша». Ее герой также воспитанник монастыря. Однако эти ранние разработки (позднее включенные в текст «Мцыри») не могли удовлетворить Лермонтова. Главное произведение еще ждало его впереди.
Следующим этапом в истории создания «Мцыри» становятся впечатления Лермонтова от природы Кавказа. Говорят, что все мы родом из детства – и великий поэт не становится исключением. Еще ребенком бабушка привозит его на Кавказ лечиться. Здесь он знакомится с величественной природой, слушает горные легенды. Одна из таких легенд, кавказские предания о юноше и тигре, позднее отобразится в «Мцыри» в сцене битвы с барсом.
Став взрослым, Лермонтов вновь возвращается на Кавказ, и воспоминания детства вспыхивают перед ним с новой силою. Особенно поражает его старая Военно-грузинская дорога. «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…
История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.
Искренний рассказ не мог не произвести на Лермонтова впечатления. Соединив услышанное от монаха со своими более ранними набросками, поэт создает окончательный вариант поэмы. Интересно, что он практически не изменил рассказанного монахом, за исключением одной ключевой детали. Герой «Мцыри» не может смириться с монастырем, это остается для поэта наиболее важным. Так рождается романтическое произведение «Мцыри».
У литературоведов существуют сомнения в точности поэтичной легенды о создании «Мцыри», изложенной все тем же Висковатовым. Одно, по крайней мере, точно не вызывает сомнений – такая история вполне могла произойти в то время. Война России с Грузией послужила причиной для появления множества детей-пленных, отличающихся неугасимой любовью к своему краю. Известен и еще одни похожий случай, который также наверняка был знаком Лермонтову: печальная история художника П. З. Захарова. Он, по рождению чеченец, также был захвачен в плен русскими. Все тот же генерал Ермолов привез его в Тифлис, где он и вырос.
Разумеется, какая бы из историй не лежала на самом деле в основании поэмы, потребовался огромный поэтический талант, чтобы превратить ее из простого рассказа о военных событиях в гениальную поэму. Создание «Мцыри» Лермонтова потребовало от него многих лет вдохновенного труда, а их результат восхищает читателей и поныне
С этих строк началось мое знакомство с творчеством современного воронежского писателя и журналиста Вячеслава Ивановича Дёгтева. К сожалению, побеседовать с ним мне не удалось – в 2005 году он попал в больницу с подозрением на инсульт и скоропостижно скончался. Но оказалось, что мой учитель химии Наталья Михайловна Фролова была одноклассницей Вячеслава Ивановича. Она-то и рассказала мне об этой незаурядной и талантливой личности, его успехах в литературе и журналистике. Вячеслав Дёгтев родился 10 августа 1959 года в семье сельского кузнеца. Окончил УАЦ ДОСААФ и стал летчиком-истребителем, позже учился в Московском Литературном институте им. Горького, был членом Союза писателей России. Выпустил более 20 книг прозы, публиковал рассказы, как в России, так и за рубежом. Лауреат премии «России верные сыны», премии имени Андрея Платонова и Александра Невского, финалист национального конкурса «Бестселлер-2003». Публиковался в газетах и журналах «Роман-газета», «Наш современник», «Юность» и других. Постоянный автор журнала «Москва», в 90-е годы возглавлял журнал «Подъём». На протяжении последних лет своей жизни входил в состав редколлегии журнала «Литературная Россия». – Вячеслав имел репутацию скандалиста, не хотел учить химию, физику. У него было личное мнение, своя точка зрения по всем вопросам. – вспоминает Наталья Михайловна. – «Не надо мне ничего рассказывать», – говорил он учителям. Не очень контактный, на собрания комсомольские никогда не ходил, всё отвергал, был против Советской власти. С Надеждой Петровной Сорокиной (учитель литературы и русского языка МОУ «Гремяченской СОШ №2») спорил, доводил её до истерики. У неё все писатели и поэты, которых мы изучали, были очень замечательные, а он в противовес ей находил компромат и выставлял: «А вот это?». Личность достаточно противоречивая, ищущая. Однажды нам задали сочинение по Толстому. Вячеслав писать не стал, отказался, а написал про Маяковского. Очень хорошее получилось сочинение, он любил этого поэта. Директор школы Елисей Дмитриевич Ким такие его сочинения хранил у себя в кабинете, в сейфе. Видимо, уже тогда знал, что моего одноклассника ждет будущее известного человека. Произведения Вячеслава Ивановича интересны и необычны. Абсолютно каждое из них достойно отдельного рассмотрения, в них есть особый ритм и цепкость слова, притягивающие внимание читателя. Дёгтев к написанию каждой книги подходил с ответственностью и душевным азартом. Творчество Вячеслава Дёгтева сводилось к простой, но очень мудрой истине: «Хватит ныть – пора создавать идеологию победы, пора вылезать из окопов, ибо побеждает только наступающий!» . Я познакомилась со многими сочинениями писателя, но более всего запали мне в душу, показали мир под совершенно иным углом книга «Десять заповедей» и рассказы «Четыре жизни», «Тесные врата». Такой глубины знания и любви к жизни, изложенной простым языком, я не встречала ни у одного современного прозаика. Вячеслав Иванович очень любил произведения американского писателя Джека Лондона, но подражать ему не стремился, хотя нашего земляка и называли «русским Джеком Лондоном». Из современников нравились ему Саша Соколов и Тимур Зульфикаров. Увлекался писатель и историей. Я уверена, человек абсолютно любого возраста, статуса и пола найдёт в произведениях Вячеслава Дёгтева что-то особенное, что-то важное, жизнеутверждающее. Так что, если мой рассказ вызвал у вас интерес, не поленитесь и прочтите хотя бы пару его книг. Не
Держи
Объяснение:
История создания поэмы «Мцыри», известной романтической поэмы М. Лермонтова, могла бы сама по себе послужить сюжетом для повести. Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем следующие строки: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы». Но понадобилось достаточно много времени, почти 10 лет, чтобы замысел поэта воплотился. Самым сложным оказалось найти те идеалы, за которые мог бы погибнуть герой.
В 1830 году Лермонтов пишет небольшую поэму «Исповедь». В ней герой-монах осужден на казнь за любовь. Через несколько лет поэт создает еще одну поэму, «Боярин Орша». Ее герой также воспитанник монастыря. Однако эти ранние разработки (позднее включенные в текст «Мцыри») не могли удовлетворить Лермонтова. Главное произведение еще ждало его впереди.
Следующим этапом в истории создания «Мцыри» становятся впечатления Лермонтова от природы Кавказа. Говорят, что все мы родом из детства – и великий поэт не становится исключением. Еще ребенком бабушка привозит его на Кавказ лечиться. Здесь он знакомится с величественной природой, слушает горные легенды. Одна из таких легенд, кавказские предания о юноше и тигре, позднее отобразится в «Мцыри» в сцене битвы с барсом.
Став взрослым, Лермонтов вновь возвращается на Кавказ, и воспоминания детства вспыхивают перед ним с новой силою. Особенно поражает его старая Военно-грузинская дорога. «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…
История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.
Искренний рассказ не мог не произвести на Лермонтова впечатления. Соединив услышанное от монаха со своими более ранними набросками, поэт создает окончательный вариант поэмы. Интересно, что он практически не изменил рассказанного монахом, за исключением одной ключевой детали. Герой «Мцыри» не может смириться с монастырем, это остается для поэта наиболее важным. Так рождается романтическое произведение «Мцыри».
У литературоведов существуют сомнения в точности поэтичной легенды о создании «Мцыри», изложенной все тем же Висковатовым. Одно, по крайней мере, точно не вызывает сомнений – такая история вполне могла произойти в то время. Война России с Грузией послужила причиной для появления множества детей-пленных, отличающихся неугасимой любовью к своему краю. Известен и еще одни похожий случай, который также наверняка был знаком Лермонтову: печальная история художника П. З. Захарова. Он, по рождению чеченец, также был захвачен в плен русскими. Все тот же генерал Ермолов привез его в Тифлис, где он и вырос.
Разумеется, какая бы из историй не лежала на самом деле в основании поэмы, потребовался огромный поэтический талант, чтобы превратить ее из простого рассказа о военных событиях в гениальную поэму. Создание «Мцыри» Лермонтова потребовало от него многих лет вдохновенного труда, а их результат восхищает читателей и поныне
С этих строк началось мое знакомство с творчеством современного воронежского писателя и журналиста Вячеслава Ивановича Дёгтева. К сожалению, побеседовать с ним мне не удалось – в 2005 году он попал в больницу с подозрением на инсульт и скоропостижно скончался. Но оказалось, что мой учитель химии Наталья Михайловна Фролова была одноклассницей Вячеслава Ивановича. Она-то и рассказала мне об этой незаурядной и талантливой личности, его успехах в литературе и журналистике.
Вячеслав Дёгтев родился 10 августа 1959 года в семье сельского кузнеца. Окончил УАЦ ДОСААФ и стал летчиком-истребителем, позже учился в Московском Литературном институте им. Горького, был членом Союза писателей России. Выпустил более 20 книг прозы, публиковал рассказы, как в России, так и за рубежом. Лауреат премии «России верные сыны», премии имени Андрея Платонова и Александра Невского, финалист национального конкурса «Бестселлер-2003». Публиковался в газетах и журналах «Роман-газета», «Наш современник», «Юность» и других. Постоянный автор журнала «Москва», в 90-е годы возглавлял журнал «Подъём». На протяжении последних лет своей жизни входил в состав редколлегии журнала «Литературная Россия».
– Вячеслав имел репутацию скандалиста, не хотел учить химию, физику. У него было личное мнение, своя точка зрения по всем вопросам. – вспоминает Наталья Михайловна. – «Не надо мне ничего рассказывать», – говорил он учителям. Не очень контактный, на собрания комсомольские никогда не ходил, всё отвергал, был против Советской власти. С Надеждой Петровной Сорокиной (учитель литературы и русского языка МОУ «Гремяченской СОШ №2») спорил, доводил её до истерики. У неё все писатели и поэты, которых мы изучали, были очень замечательные, а он в противовес ей находил компромат и выставлял: «А вот это?». Личность достаточно противоречивая, ищущая. Однажды нам задали сочинение по Толстому. Вячеслав писать не стал, отказался, а написал про Маяковского. Очень хорошее получилось сочинение, он любил этого поэта. Директор школы Елисей Дмитриевич Ким такие его сочинения хранил у себя в кабинете, в сейфе. Видимо, уже тогда знал, что моего одноклассника ждет будущее известного человека.
Произведения Вячеслава Ивановича интересны и необычны. Абсолютно каждое из них достойно отдельного рассмотрения, в них есть особый ритм и цепкость слова, притягивающие внимание читателя. Дёгтев к написанию каждой книги подходил с ответственностью и душевным азартом. Творчество Вячеслава Дёгтева сводилось к простой, но очень мудрой истине: «Хватит ныть – пора создавать идеологию победы, пора вылезать из окопов, ибо побеждает только наступающий!» .
Я познакомилась со многими сочинениями писателя, но более всего запали мне в душу, показали мир под совершенно иным углом книга «Десять заповедей» и рассказы «Четыре жизни», «Тесные врата». Такой глубины знания и любви к жизни, изложенной простым языком, я не встречала ни у одного современного прозаика.
Вячеслав Иванович очень любил произведения американского писателя Джека Лондона, но подражать ему не стремился, хотя нашего земляка и называли «русским Джеком Лондоном». Из современников нравились ему Саша Соколов и Тимур Зульфикаров. Увлекался писатель и историей.
Я уверена, человек абсолютно любого возраста, статуса и пола найдёт в произведениях Вячеслава Дёгтева что-то особенное, что-то важное, жизнеутверждающее. Так что, если мой рассказ вызвал у вас интерес, не поленитесь и прочтите хотя бы пару его книг. Не