Значительное место в творчестве а. с. пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти xix века. общительный, умевший понимать и ценить людей, александр сергеевич всегда имел много друзей. дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в пушкине царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. на протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: дельвигу (1817), чаадаеву (1818, 1821), кюхельбекеру (1825), “друзьям” (1822), пущину (1817). самые первые из них были написаны в лицейский период. и уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “в альбом пущину”, написанном в 1817 году: особое место в лирике пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея - девятому октября. этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени: роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор. в этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве: я пью один; вотще воображенье вокруг меня товарищей зовет; знакомое не слышно приближенье. постоянно повторяя слова “вы ”, поэт как бы воссоздает картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет: припомните, о други, с той поры, когда наш круг судьбы соединили, чему, чему свидетели мы были! таким образом, дружба в этом стихотворении - это целая жизнь прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования. дружба для александра сергеевича пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. именно она ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.
Наследие русского зарубежья в последние годы привлекает пристальное внимание в современном литературоведении, однако интерес исследователей более всего сосредоточен на изучении художественного творчества писателей-эмигрантов. Жанр литературной критики в этом плане до сих пор остается неизученным. И это несмотря на то, что многие исследователи именно критику считали наиболее сильной в литературе эмиграции. По мнению одного из исследователей, «самое интересное, что дала эмигрантская литература – это ее творческие комментарии к старой русской литературе» (1, с.8). Такого же мнения придерживался и Г.П.Струве: «Едва ли не самым ценным вкладом зарубежных писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут быть признаны разные формы не-художественной формы – критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная литература» (2, с.371). С этим мнением соглашались многие исследователи (3, с.43).
Среди многообразного литературно-критического наследия русского зарубежья особый интерес представляют публикации известных писателей-эмигрантов. Русские писатели-эмигранты, помимо собственно художественного творчества, уделяли достаточно серьезное внимание во связанным с различными аспектами литературного творчества, литературного процесса. При этом в статьях литературоведческого характера, литературных эссе и очерках, многочисленных интервью они обращались не только к современной литературе, но и к творчеству классиков русской и мировой литературы. Среди писателей-эмигрантов, безусловно, к творчеству русских классиков чаще всего обращались те, кто выступал с лекциями в известных американских и европейских университетах, выступал с докладами на различных научных конференциях. В частности, в американских университетах в качестве лекторов выступали такие яркие представители эмигрантской литературы, как В.Набоков, И.Бродский и др.
Наследие русского зарубежья в последние годы привлекает пристальное внимание в современном литературоведении, однако интерес исследователей более всего сосредоточен на изучении художественного творчества писателей-эмигрантов. Жанр литературной критики в этом плане до сих пор остается неизученным. И это несмотря на то, что многие исследователи именно критику считали наиболее сильной в литературе эмиграции. По мнению одного из исследователей, «самое интересное, что дала эмигрантская литература – это ее творческие комментарии к старой русской литературе» (1, с.8). Такого же мнения придерживался и Г.П.Струве: «Едва ли не самым ценным вкладом зарубежных писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут быть признаны разные формы не-художественной формы – критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная литература» (2, с.371). С этим мнением соглашались многие исследователи (3, с.43).
Среди многообразного литературно-критического наследия русского зарубежья особый интерес представляют публикации известных писателей-эмигрантов. Русские писатели-эмигранты, помимо собственно художественного творчества, уделяли достаточно серьезное внимание во связанным с различными аспектами литературного творчества, литературного процесса. При этом в статьях литературоведческого характера, литературных эссе и очерках, многочисленных интервью они обращались не только к современной литературе, но и к творчеству классиков русской и мировой литературы. Среди писателей-эмигрантов, безусловно, к творчеству русских классиков чаще всего обращались те, кто выступал с лекциями в известных американских и европейских университетах, выступал с докладами на различных научных конференциях. В частности, в американских университетах в качестве лекторов выступали такие яркие представители эмигрантской литературы, как В.Набоков, И.Бродский и др.
Объяснение: