Эпитеты и анализ.
величаво и спокойно разгорается заря,
а ленивый белый месяц грустно скрылся за поля.
исчезают друг за другом звезды бледные с небес,
задышал рассветный ветер, зашептал спросонья лес.
открывая взорам дали, поднялся с полей туман,
словно кто-то снял с природы ночи сумрачный чапан.
и озера, терпеливо дожидавшиеся дня,
засветились зеркалами, волшебством своим маня.
сплошь в росе, цветы и травы улыбнулись от души,
трели песен соловьиных полились дождем в тиши.
чтоб на радостную землю поглядеть издалека,
словно лебеди, застыли в синем небе облака.
что, поэт, прекрасней в мире, чем прозрачная заря?
в эту пору вдохновенья не теряй мгновенья зря!
Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.
Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).