Извечный спор: « Кто лучше? Кто сильнее?» И вот разгораются войны между странами, народами, континентами. Именно в условиях самой жестокой формы силового соперничества – войны – нарушается право человека на жизнь. Часто удары войны обрушиваются на тех, кто не участвует или перестал участвовать непосредственно в боевых действиях: на мирных жителей, раненых пленных. Война убивает и калечит людей, лишает их надежды. Она разрушает и материальные ценности: жилища становятся непригодными для жизни, уничтожаются целые города.
Не могут функционировать больницы, не работает транспорт, отравляются сельскохозяйственные угодья, из-за минных полей люди не могут пользоваться дорогами и пасти скот и т.д. Разрушительная сила войны беспредельна.
Непосредственными последствиями военных действий всегда являются нехватка товаров и нужда. Здесь и ненадежное продовольственное снабжение, и непригодная для питья вода, и покинутые людьми разрушенные дома. Система здравоохранения если и существует, то едва может функционировать. Оставшиеся больницы переполнены, не хватает медикаментов; из-за отсутствия транспортных средств, разрушенных автомобильных и железных дорог раненым невозможно оказывать своевременную Война принести гражданскому населению страдания и без бомбежек и авиационных налетов. В обстановке неопределенности и постоянно существующей во время конфликта опасности нарушается обычный ритм повседневной жизни – поля, например, не возделываются, а, как говорится, не посеешь – не пожнешь. И, наконец, люди, живущие в условиях оккупации, всегда вынуждены терпеть лишения, даже если им не грозит непосредственная опасность в результате военных операций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать справедливое заключение о том, что страдают от войны не только военные, но и мирные жители. То есть во время вооруженных конфликтов страдают все слои общества.
Стихотворение "Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях" Михаил Дудин написал в 1942 год, в самый разгар Великой Отечественной войны. В стихотворении поэт показывает нам войну глазами солдата, противопоставляя ее картинам природы, видные ему одному. Взгляд его устремляется на широкий земной простор. Из щели траншеи открываются "обугленные площади земли", но в поле зрения и маленькая птица, что "весело уселась на лафет". Поразителен романтический пафос с которым написано это стихотворение - резкие слова контрастируют с романтическими пейзажами, философскими размышлениями. Прочитав это стихотворение, нам становится понятно что поэт верил в возрождение родной земли из пепла, несмотря ни на что продолжал воевать дальше, хотя мысли его были о том что "...весна! И над равниной русской Молочно-лиловатый свет…" Основной троп, на котором держится все стихотворение – антитеза, с которой показывается смена настроения автора на протяжении всего стихотворения. Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях, И розовое облако вдали. Для описания природы вокруг лирического героя Дудин использует эпитеты «розовое облако», «молочно-лиловатый свет». Поэт специально выбрал такие нежные цвета, которые контрастируют с черной, обугленной землей военного пейзажа. Обращение «Душа моя» два раза повторяется в стихотворении. Поэт разговаривает с ней, как с ребенком - уводит от грустных мыслей, говоря: «Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет». Два последних стиха: Влетела в амбразуру трясогузка И весело уселась на лафет. Выбивают нас из основной колеи повествования, словно автор только увидел эту картину, сразу решив записать ее на бумаге. Эти строки убирают напряжение и пафос, которыми было полно начало стихотворения. В стихотворении используется перекрестная женская рифма, стихотворный размер – ямб. Все это вместе придает стихотворению большую резкость, подходящую для его содержания. Стихотворение Дудина цепляет за душу своей простотой, противоречивостью. Вряд ли кто-нибудь смог бы вложить такое маленькое стихотворение больше смысла и содержания. После прочтения этого стихотворения я сильно заинтересовалась творчеством этого поэта.
Не могут функционировать больницы, не работает транспорт, отравляются сельскохозяйственные угодья, из-за минных полей люди не могут пользоваться дорогами и пасти скот и т.д. Разрушительная сила войны беспредельна.
Непосредственными последствиями военных действий всегда являются нехватка товаров и нужда. Здесь и ненадежное продовольственное снабжение, и непригодная для питья вода, и покинутые людьми разрушенные дома. Система здравоохранения если и существует, то едва может функционировать. Оставшиеся больницы переполнены, не хватает медикаментов; из-за отсутствия транспортных средств, разрушенных автомобильных и железных дорог раненым невозможно оказывать своевременную Война принести гражданскому населению страдания и без бомбежек и авиационных налетов. В обстановке неопределенности и постоянно существующей во время конфликта опасности нарушается обычный ритм повседневной жизни – поля, например, не возделываются, а, как говорится, не посеешь – не пожнешь. И, наконец, люди, живущие в условиях оккупации, всегда вынуждены терпеть лишения, даже если им не грозит непосредственная опасность в результате военных операций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать справедливое заключение о том, что страдают от войны не только военные, но и мирные жители. То есть во время вооруженных конфликтов страдают все слои общества.
В стихотворении поэт показывает нам войну глазами солдата, противопоставляя ее картинам природы, видные ему одному. Взгляд его устремляется на широкий земной простор. Из щели траншеи открываются "обугленные площади земли", но в поле зрения и маленькая птица, что "весело уселась на лафет".
Поразителен романтический пафос с которым написано это стихотворение - резкие слова контрастируют с романтическими пейзажами, философскими размышлениями.
Прочитав это стихотворение, нам становится понятно что поэт верил в возрождение родной земли из пепла, несмотря ни на что продолжал воевать дальше, хотя мысли его были о том что "...весна! И над равниной русской Молочно-лиловатый свет…"
Основной троп, на котором держится все стихотворение – антитеза, с которой показывается смена настроения автора на протяжении всего стихотворения.
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях,
И розовое облако вдали.
Для описания природы вокруг лирического героя Дудин использует эпитеты «розовое облако», «молочно-лиловатый свет». Поэт специально выбрал такие нежные цвета, которые контрастируют с черной, обугленной землей военного пейзажа.
Обращение «Душа моя» два раза повторяется в стихотворении. Поэт разговаривает с ней, как с ребенком - уводит от грустных мыслей, говоря: «Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет».
Два последних стиха:
Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.
Выбивают нас из основной колеи повествования, словно автор только увидел эту картину, сразу решив записать ее на бумаге. Эти строки убирают напряжение и пафос, которыми было полно начало стихотворения.
В стихотворении используется перекрестная женская рифма, стихотворный размер – ямб. Все это вместе придает стихотворению большую резкость, подходящую для его содержания.
Стихотворение Дудина цепляет за душу своей простотой, противоречивостью. Вряд ли кто-нибудь смог бы вложить такое маленькое стихотворение больше смысла и содержания. После прочтения этого стихотворения я сильно заинтересовалась творчеством этого поэта.