Самый заметный человек в доме барыни — дворник герасим, мужик могучий, но глухонемой с рождения. барыня его из своей деревни, где герасим считался лучшим работником. выросший на земле, герасим долго тосковал и с трудом привык к городской жизни. обязанности свои он исполняет исправно — окрестные воришки обходят дом барыни стороной. дворня тоже побаивается глухонемого, но герасим их не трогает, считает за своих. живёт он в отдельной каморке над кухней. проходит год. барыня, имеющая неограниченную власть над дворней, решает женить своего башмачника капитона климова. башмачник — горький пьяница, но барыня считает, что после свадьбы он остепенится. в жёны капитону она выбирает робкую, забитую прачку татьяну и поручает дворецкому гавриле довести дело до свадьбы. татьяна, худенькая и белокурая двадцативосьмилетняя женщина, нравится герасиму. дворник неуклюже ухаживает за ней, защищает от издёвок и ждёт нового кафтана, чтобы в приличном виде прийти к барыне за разрешением жениться на татьяне. гаврила долго раздумывает над проблемой: барыня жалует герасима, но какой муж из глухонемого, да и решение своё хозяйка не переменит. боится могучего дворника и «жених». дворецкий втайне надеется, что барыня забудет о своей прихоти, как уже бывало не раз, однако мечтам его сбыться не дано — барыня спрашивает о свадьбе каждый день. наконец гаврила вспоминает, что герасим терпеть не может пьяных, и придумывает хитрость: подговаривает татьяну притвориться хмельной и пройтись перед дворником. хитрость удаётся — герасим отказывается от татьяны, и та выходит замуж за капитона. проходит год. капитон окончательно спивается, и барыня отправляет его с татьяной в дальнюю деревню. герасим дарит татьяне красный платок, купленный для неё же год назад, и намеревается её проводить, но на полпути поворачивает назад. возвращаясь вдоль реки, герасим видит в воде тонущего щенка, вылавливает его и относит в свою коморку. дворник выхаживает собачонку, и та превращается в « ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами» по имени муму. год спустя, расхаживая по гостиной, барыня выглядывает в окно и замечает муму. в тот день на барыню находит «весёлый час» — она смеётся, шутит и требует того же от своих приживалок. те боятся такого настроения хозяйки: «эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа». муму нравится барыне, и она велит её в покои, но испуганная собачка жмётся в угол, начинает рычать на старуху и скалить зубы. настроение у барыни быстро портиться, и она велит увести муму. расстроить человека! всю ночь барыня не спит и пребывает в мрачном расположении духа, а наутро заявляет, что ей мешал заснуть собачий лай, и велит избавиться от муму. лакей продаёт её за полтинник в охотном ряду. герасим забрасывает свои обязанности и ищет муму, не находит, начинает тосковать, а через сутки собачка является к нему сама с обрывком верёвки на шее. герасим успел сообразить, что муму пропала по приказу барыни — жестами ему рассказали о происшествии в барских покоях. он начинает прятать собачку, но напрасно — ночью муму лает, барыня устраивает истерику, и гаврила клянётся ей, что скоро собаки «в живых не будет». дворецкий отправляется к герасиму и жестами объясняет ему приказ барыни. за его исполнение герасим берётся сам. одев свой лучший кафтан, он сытно кормит муму в трактире, затем берёт лодку и выплывает на середину реки. попрощавшись с единственным другом, герасим обвязывает шею муму верёвкой с привязанными к ней кирпичами и бросает в воду. вернувшись домой, герасим быстро собирает вещи и отправляется пешком в родную деревню. он торопится, «как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях». через три дня герасим уже на месте, и староста с радостью его принимает. в москве же герасима долго ищут. обнаружив бывшего дворника в деревне, барыня хочет выписать его назад, но передумывает — «такой человек ей вовек не нужен». герасим до сих пор бобылём живёт в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядит и «ни одной собаки у себя не держит».
Вначале 60-х годов xix века казалось, что достаточно небольшого усилия, и народ свергнет крепостное право, а вместе с ним и самодержавие, наступит счастливое время. но крепостное право отменили, а свобода и счастье так и не наступили. отсюда реальное осознание поэтом того, что это долгий процесс, до конечного результата которого ни он, ни молодое поколение (в стихотворении именно его олицетворяет ваня) не доживут. почему же столь пессимистичен поэт? в произведении народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь , не оскорбив этой жалостью. вот эта-то рабская покорность и заставляет некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему. повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. уже первое, по-мужицки раскатившееся слово “ядреный”, столь необычное для пейзажной лирики, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха и оказывается дерзкой заявкой на демократизм, народность произведения. красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей. славная осень! морозные ночи, ясные, тихие дни.. нет безобразья в природе! в отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в , — описанию сна одного из участников повествования. сон вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами. чу! восклицанья послышались грозные! топот и скрежет зубов; тень набежала на стекла морозные.. что там? толпа мертвецов! в картине сна труд предстает и как небывалое страдание, и как осознаваемый самим народом подвиг (“божий ратники”). отсюда та высокая патетическая манера, в которой говорится о людях, вызвавших к жизни бесплодные дебри и обретших в них могилу. картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, не только контрастирует с картиной сна, но и соотнесена с ней в величии и поэтичности. ! вы наши плоды пожинаете! нам же в земле истлевать суждено.. все ли нас, бедных, добром поминаете или забыли . ''левша' самая большая проблема, раскрытая лесковым в сказе «левша» - это проблема невостребованности талантов народа. лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему народу, но и гордость за таланты соотечественников, за их нескрываемый искренний патриотизм. в главном герое левше подразумеваются все небогатые талантливые люди того времени, которые не имели возможности развивать свой талант и применять свои умения. эти люди, обладая природным даром, выполняли такие вещи, которые и не снились хваленым . имей левша хоть немного знаний из арифметики, так блоха бы еще и танцевала. будь левша корыстнее и ленивее, он мог выкрасть блоху и продать, ведь за работу ему ни гроша не заплатили. однако, государь, изумляясь искусству заморских мастеров, даже и не вспомнил о талантах своего народа. и даже когда платов доказал, что оружие сделано тульскими умельцами, царю стало жаль, что они сконфузили гостеприимных . в тоже время левша, находясь за границей, ни на минуту не забывал о родине и родителях. на все заманчивые предложения он отвечал отказом: «мы к своей родине …»