Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях. И розовое облако вдали. Душа моя, когда ж похорошеют Обугленные площади земли?
Давно пора. Под пеленою пепла Протухли трупы и свернулась кровь. Душа моя, ты в сотый раз ослепла От черствых слов и прозреваешь вновь. Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет. …Влетела в амбразуру трясогузка И весело уселась на лафет.
М.Дудин. 1942 Стихотворение написано Михаилом Александровичем Дудиным в 1942 г. Года не с начала Великой отечественной войны. Долгих три года еще до Победы, даты которой поэт тогда, естественно, не знал. Но ужасы войны во всей их неприглядности уже испытаны им и на Финской войне, и в блокадном Ленинграде.. Чтобы вынести все это, перестать замечать трупы под пеленою пепла, душа должна ожесточиться, очерстветь, принимать все тяготы и ужасы, как должное. Но поэту дорого восприятие красоты мира, не хочется его потерять. Поэтому он обращается к душе, пытаясь встряхнуть ее, убедиться, что она еще жива. В первом обращении его лирический герой вместе с душой скорбит, что цветущие поля превратились в "обугленные площади". Но он верит, что это не навсегда, дело только во времени. "Когда?". И замеченное из окопа "розовое облако" сподвигает его обратиться к душе с этим риторическим вопросом. Он рад, что душа его не умерла и не ослепла, а снова может, несмотря на всю грязь, любоваться "молочно-лиловатым" светом весны. И во второй раз его обращение уже более оптимистично: ведь и в "сотый раз ослепшая" душа - прозревает! И как подарок поэту и его душе, как обещание, как подтверждение его веры в возрождение, влетает в амбразуру веселая трясогузка. Маленькая птичка из мирного мира, яркий контраст горьким жестокостям происходящего.
Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это самое крупное произведение поэта, самое известное, оно в наибольшей степени повлияло на развитие русской литературы. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831).Это самый плодотворный период творчества Пушкина. То обстоятельство, что поэт работал над "Евгением Онегиным" долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого писателя. Заканчивал роман уже и тот, и не тот человек, который его начинал. "Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах", писал Белинский. Почему роман в стихах? Стихотворная форма намного сильнее воздействует на читателя, чем проза, красота повествования достигается за счет строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность. Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни пушкинского времени". По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие "энциклопедия", вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось "томов премногих тяжелей". Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, самым уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы. Портрет эпохи складывается в романе из множества деталей и подробностей, среди которых равно важными оказываются такие несопоставимые, на первый взгляд, вещи, как круг чтения и распорядок сельской жизни, быт молодого петербуржца и песня крестьянских девушек, особенности воспитания и образования и моды того времени, предметы российского импорта и экспорта и загадки природы, творческая биография автора и "наука страсти нежной", разные лики русской природы и трагедия Наполеона перед пылающей Москвой. Кое-что Пушкин бросает вскользь, как бы между прочим, а на другом специально задерживается, чтобы привлечь внимание читателя. Но, повторив вслед за Анной Ахматовой слова о Пушкине - "авторе незаменимых слов", - согласимся, что в картине России, созданной поэтом, нет ничего незначительного, всё важно и существенно. -Надеюсь
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади земли?
Давно пора. Под пеленою пепла
М.Дудин. 1942Протухли трупы и свернулась кровь.
Душа моя, ты в сотый раз ослепла
От черствых слов и прозреваешь вновь.
Смотри – весна. И над равниной русской
Молочно-лиловатый свет.
…Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.
Стихотворение написано Михаилом Александровичем Дудиным в 1942 г. Года не с начала Великой отечественной войны. Долгих три года еще до Победы, даты которой поэт тогда, естественно, не знал. Но ужасы войны во всей их неприглядности уже испытаны им и на Финской войне, и в блокадном Ленинграде..
Чтобы вынести все это, перестать замечать трупы под пеленою пепла, душа должна ожесточиться, очерстветь, принимать все тяготы и ужасы, как должное. Но поэту дорого восприятие красоты мира, не хочется его потерять. Поэтому он обращается к душе, пытаясь встряхнуть ее, убедиться, что она еще жива.
В первом обращении его лирический герой вместе с душой скорбит, что цветущие поля превратились в "обугленные площади". Но он верит, что это не навсегда, дело только во времени. "Когда?". И замеченное из окопа "розовое облако" сподвигает его обратиться к душе с этим риторическим вопросом.
Он рад, что душа его не умерла и не ослепла, а снова может, несмотря на всю грязь, любоваться "молочно-лиловатым" светом весны. И во второй раз его обращение уже более оптимистично: ведь и в "сотый раз ослепшая" душа - прозревает!
И как подарок поэту и его душе, как обещание, как подтверждение его веры в возрождение, влетает в амбразуру веселая трясогузка. Маленькая птичка из мирного мира, яркий контраст горьким жестокостям происходящего.
Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831).Это самый плодотворный период творчества Пушкина. То обстоятельство, что поэт работал над "Евгением Онегиным" долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого писателя. Заканчивал роман уже и тот, и не тот человек, который его начинал.
"Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах", писал Белинский.
Почему роман в стихах? Стихотворная форма намного сильнее воздействует на читателя, чем проза, красота повествования достигается за счет строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность.
Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни пушкинского времени". По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие "энциклопедия", вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось "томов премногих тяжелей". Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, самым уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы.
Портрет эпохи складывается в романе из множества деталей и подробностей, среди которых равно важными оказываются такие несопоставимые, на первый взгляд, вещи, как круг чтения и распорядок сельской жизни, быт молодого петербуржца и песня крестьянских девушек, особенности воспитания и образования и моды того времени, предметы российского импорта и экспорта и загадки природы, творческая биография автора и "наука страсти нежной", разные лики русской природы и трагедия Наполеона перед пылающей Москвой. Кое-что Пушкин бросает вскользь, как бы между прочим, а на другом специально задерживается, чтобы привлечь внимание читателя. Но, повторив вслед за Анной Ахматовой слова о Пушкине - "авторе незаменимых слов", - согласимся, что в картине России, созданной поэтом, нет ничего незначительного, всё важно и существенно. -Надеюсь