сли говорить о фантастике и гротеске в творчестве Николая Васильевича Гоголя, то впервые мы встречаемся с этими элементами в одном из первых его произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написание «Вечеров…» связано с тем, что в это время русская общественность проявляла большой интерес к Украине: ее нравам, быту, литературе, фольклору, и у Гоголя возникает смелая мысль — откликнуться собственными художественными произведениями на читательскую потребность в украинской тематике, в частности, в материалах фольк-лорно-этнографических. Вероятно, в начале 1829 года Гоголь начинает писать «Вечера… ». Тематика «Вечеров…» — характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь»), казачества («Страшная месть») и мелкого поместного дворянства («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). В «Вечерах…» герои во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Гоголь отображает народное самосознание не статически, а в процессе исторического роста.
Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг. Необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный» , он живёт не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым человеком» . Князь называет его «артистом» , а слушатели на пароходе лестно отзываются о нём как об «очарованном богатыре» . Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно очарования.
сли говорить о фантастике и гротеске в творчестве Николая Васильевича Гоголя, то впервые мы встречаемся с этими элементами в одном из первых его произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написание «Вечеров…» связано с тем, что в это время русская общественность проявляла большой интерес к Украине: ее нравам, быту, литературе, фольклору, и у Гоголя возникает смелая мысль — откликнуться собственными художественными произведениями на читательскую потребность в украинской тематике, в частности, в материалах фольк-лорно-этнографических. Вероятно, в начале 1829 года Гоголь начинает писать «Вечера… ». Тематика «Вечеров…» — характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь»), казачества («Страшная месть») и мелкого поместного дворянства («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). В «Вечерах…» герои во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Гоголь отображает народное самосознание не статически, а в процессе исторического роста.
Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг. Необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный» , он живёт не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя «восхищённым человеком» . Князь называет его «артистом» , а слушатели на пароходе лестно отзываются о нём как об «очарованном богатыре» . Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в её понятие и понятие её народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это всё Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что всё это достойно очарования.