Чингиз Айтматов, автор произведений “Верблюжий глаз”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “И дольше века длится день”, “Прощай, Гульсары!”, “Плаха”, в семидесятые годы нашего века написал повесть “Белый пароход”. Будучи киргизом по национальности, Ч. Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы, и, по моему мнению, его произведения интересны этим и достойны внимания читателей. Для всех произведений Ч. Айтматова, а для повести “Белый пароход” в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя. Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является "основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов. Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Маль-! чик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника — Орозкула, хозяина кордона. И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь. Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переде лать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми. И конечно, мальчик из “Белого парохода” не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери-оленихе человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери-оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края. Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой и утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка — это камни с вымышленными именами, среди которых есть и “вредные”, и “добрые”, а также “любимые”, “смелые” и “злые” растения. Но “любимых”, “добрых” и “смелых”, наверно, было больше. В этой сказке у мальчика есть и верные друзья — бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного!) парохода, где плавает матросом его отец.
Как обычно Дениска тщательно собирался на прогулку. Зима - это не просто выбежать из дома и с победным криком кинуться к свободным качелям. Зимой надо как следует закутаться, не забыть взять с собой всё самое необходимое; а вдруг понадобится лопатка или санки, на всякий случай парочку конфеток, а в идеале, конечно, кусочек колбаски, чтобы подкормить знакомую дворняжку или озябшую ворону. Опять же обязательно надо проконтролировать маму, чтобы взяла санки, они очень важны зимой, ведь нужно же на чем-то скатываться с горки, так чтобы дух захватывало; а ведь мама тоже должна не забыть одеться поудобнее, никаких тебе каблуков, а уж варежки или перчатки обязательно. Вот таким рассудительным и был Дениска в свои 5 лет. Вышли они с мамой на прогулку, мороз щиплет щечки, ветер так и норовит сбить с ног, но Дениска, как настоящий сынишка оберегает маму, тянет за собой санки, смахивая палкой на ходу шапки с сугробов и поглядывая по сторонам. До детской площадки с горкой рукой подать, но по пути столько всего интересного. Вот стоит, например, на дороге машина, бегает вокруг нее дяденька, то ли не заводится у него что-то, то ли еще какая неприятность приключилась, а мимо идет тетенька с собачкой гуляет. Дверь в машине открыта, и пушистый собачий нос с удовольствием в эту дверь заглядывает, вдруг там что-то интересное. Пока мама с тетенькой разговаривали, собака решила запрыгнуть в машину. Тут Дениска прям аж лопаться стал от интереса - что же она там делать будет? И тоже сунул свой нос в машину, смотрит, а собачка на сиденье уселась и ждет, когда ее повезут, видно любит кататься в машине. Дениске это всё очень понравилось и с собакой захотелось подружиться. Пока он ее гладил и знакомился, даже за лапу немножко потряс - спохватилась мама с собачкиной хозяйкой - нет ни Дениски, ни собаки, и только беспокойный дядечка бегает туда-сюда вокруг машины, снег стряхивает. Мама, конечно, перепугалась, куда бежать не знает, зовет Дениску, а ему и не слышно, но в этот момент хозяину машины понадобилось что-то в машине, открывает он дверь и от изумления аж подскользнулся и упал - сидит за рулем машины Дениска, а рядом с ним мохнатый пес и вдвоем конфеты лопают. То-то все обрадовались и смеялись, а Дениска попросил маму купить ему собаку.
Для всех произведений Ч. Айтматова, а для повести “Белый пароход” в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.
Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является "основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов.
Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Маль-! чик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника — Орозкула, хозяина кордона.
И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь.
Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переде лать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми. И конечно, мальчик из “Белого парохода” не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед.
Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери-оленихе человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери-оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края.
Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой и утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка — это камни с вымышленными именами, среди которых есть и “вредные”, и “добрые”, а также “любимые”, “смелые” и “злые” растения. Но “любимых”, “добрых” и “смелых”, наверно, было больше.
В этой сказке у мальчика есть и верные друзья — бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного!) парохода, где плавает матросом его отец.
есть рассказ, уже писала, могу вам его повторить:
Как обычно Дениска тщательно собирался на прогулку. Зима - это не просто выбежать из дома и с победным криком кинуться к свободным качелям. Зимой надо как следует закутаться, не забыть взять с собой всё самое необходимое; а вдруг понадобится лопатка или санки, на всякий случай парочку конфеток, а в идеале, конечно, кусочек колбаски, чтобы подкормить знакомую дворняжку или озябшую ворону. Опять же обязательно надо проконтролировать маму, чтобы взяла санки, они очень важны зимой, ведь нужно же на чем-то скатываться с горки, так чтобы дух захватывало; а ведь мама тоже должна не забыть одеться поудобнее, никаких тебе каблуков, а уж варежки или перчатки обязательно. Вот таким рассудительным и был Дениска в свои 5 лет. Вышли они с мамой на прогулку, мороз щиплет щечки, ветер так и норовит сбить с ног, но Дениска, как настоящий сынишка оберегает маму, тянет за собой санки, смахивая палкой на ходу шапки с сугробов и поглядывая по сторонам. До детской площадки с горкой рукой подать, но по пути столько всего интересного. Вот стоит, например, на дороге машина, бегает вокруг нее дяденька, то ли не заводится у него что-то, то ли еще какая неприятность приключилась, а мимо идет тетенька с собачкой гуляет. Дверь в машине открыта, и пушистый собачий нос с удовольствием в эту дверь заглядывает, вдруг там что-то интересное. Пока мама с тетенькой разговаривали, собака решила запрыгнуть в машину. Тут Дениска прям аж лопаться стал от интереса - что же она там делать будет? И тоже сунул свой нос в машину, смотрит, а собачка на сиденье уселась и ждет, когда ее повезут, видно любит кататься в машине. Дениске это всё очень понравилось и с собакой захотелось подружиться. Пока он ее гладил и знакомился, даже за лапу немножко потряс - спохватилась мама с собачкиной хозяйкой - нет ни Дениски, ни собаки, и только беспокойный дядечка бегает туда-сюда вокруг машины, снег стряхивает. Мама, конечно, перепугалась, куда бежать не знает, зовет Дениску, а ему и не слышно, но в этот момент хозяину машины понадобилось что-то в машине, открывает он дверь и от изумления аж подскользнулся и упал - сидит за рулем машины Дениска, а рядом с ним мохнатый пес и вдвоем конфеты лопают. То-то все обрадовались и смеялись, а Дениска попросил маму купить ему собаку.