Юрий Милославский герой исторического романа М. Н.Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829). Ю. М., вымышленный персонаж, помещенный автором в эпоху смутного времени. Вынужденный присягнуть польскому королевичу Владиславу — претенденту на русский трон, — Ю. М. попадает в гущу событий, связанных с формированием народного ополчения в Нижнем Новгороде под руководством Минина и Пожарского. Перед ним стоит дилемма: либо вступить в ополчение и тем самым изменить присяге, либо, не нарушая клятвы, пойти против народной воли. Ю. М. одолевает некая геополитическая идея, смысл которой заключен в словах: «Я уважаю храбрых и благородных поляков.
Придет время, вспомнят они, что в их жилах течет кровь наших предков, славян; быть может, внуки наши обнимут поляков, как родных братьев, и два сильнейшие поколения древних владык всего севера сольются в один великий и непобедимый народ!» Положение Ю. М. осложняется еще тем, что он любит Анастасию — дочь изменника отечеству боярина Кручины-Шалонского. Образ Ю. М. реально не выдерживает заданного автором художественного смысла. «Герой — образ без лица, не человек и не тень: его ни руками не схватить, ни глазами увидеть; но что всего забавнее, этому бестелесному существу автор навязал понятия, чувства и деликатность сентиментальных героев века» (В. Г.Белинский). «Неоспоримое дарование г. Загоски-на заметно изменяет ему, когда он приближается к лицам историческим» (А. С.Пушкин). Ю. М. в изображении автора — условный герой, искусственно поставленный в предлагаемые обстоятельства, но не живущий в них.
Тем не менее роман Загоскина имел увлекательную интригу и, по оценке Белинского, отличался «необыкновенным искусством в изображении быта наших предков». Кроме того, «М. Н.Загоскин решительно преобразовал ка-рамзинскую манеру исторического повествования, расширил круг старинной вещевой терминологии в составе повествования. Он стремится к археологической точности обозначений, хотя и не злоупотребляет старинными словами» (В. В.Виноградов). «Юрий Милославский» был инсценирован в 1830 году русским драматургом и театральным деятелем А. А.Шаховским.
В современном литературном сознании образ Ю. М. живет прежде всего благодаря Хлестакову, который в сцене вранья присваивает авторство романа Загоскина.
Придет время, вспомнят они, что в их жилах течет кровь наших предков, славян; быть может, внуки наши обнимут поляков, как родных братьев, и два сильнейшие поколения древних владык всего севера сольются в один великий и непобедимый народ!» Положение Ю. М. осложняется еще тем, что он любит Анастасию — дочь изменника отечеству боярина Кручины-Шалонского. Образ Ю. М. реально не выдерживает заданного автором художественного смысла. «Герой — образ без лица, не человек и не тень: его ни руками не схватить, ни глазами увидеть; но что всего забавнее, этому бестелесному существу автор навязал понятия, чувства и деликатность сентиментальных героев века» (В. Г.Белинский). «Неоспоримое дарование г. Загоски-на заметно изменяет ему, когда он приближается к лицам историческим» (А. С.Пушкин). Ю. М. в изображении автора — условный герой, искусственно поставленный в предлагаемые обстоятельства, но не живущий в них.
Тем не менее роман Загоскина имел увлекательную интригу и, по оценке Белинского, отличался «необыкновенным искусством в изображении быта наших предков». Кроме того, «М. Н.Загоскин решительно преобразовал ка-рамзинскую манеру исторического повествования, расширил круг старинной вещевой терминологии в составе повествования. Он стремится к археологической точности обозначений, хотя и не злоупотребляет старинными словами» (В. В.Виноградов). «Юрий Милославский» был инсценирован в 1830 году русским драматургом и театральным деятелем А. А.Шаховским.
В современном литературном сознании образ Ю. М. живет прежде всего благодаря Хлестакову, который в сцене вранья присваивает авторство романа Загоскина.