Скажи погромче Слово «Гром» — Грохочет слово, Словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» — И сразу мыши Зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку» Тебе послышится: «Ку-ку».
А скажешь слово «Листопад» — И листья падают, Летят, И, словно наяву, Ты видишь осень: Желтый сад И мокрую траву.
Скажи «Родник» — И вот возник, Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут ни при чем.)
2
Дождь пошел и не проходит, Дождь, дождь. Дождь идет, хотя не ходит Дождь, дождь. Он прохожим хлещет в лица, Дождь, дождь. Долго-долго будет литься Дождь, дождь. Он будет лить часы подряд На крышу, на дорогу. Об этом тучи говорят, Хоть говорить не могут.
3
Отца спросила дочка: — Не знаю, как прочесть, Есть слово «провол́очка» И «пр́оволочка» есть. А что такое «́атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «́атлас», Но есть ведь и «атл́ас».
Отец ответил: — Дочка, Уймись на полчасочка.
4
Не поймет Егорка, Что за поговорка: «Моя хата с краю — Ничего не знаю».
Поговорка неправа, Это старые слова.
Где бы хата ни была, С краю иль не с краю, Я за общие дела Тоже отвечаю.
5
Мальчик Витя перед вами. Он вступает в разговор. Он бросается словами, Будто кольцами жонглер.
Вот клянется он кому-то: — Ты да я теперь друзья! — Но уже через минуту Он кричит: — При чем тут я!
6
Слова бывают разные, Бывают неотвязные. Вот, например, к Володе Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи: — Ты пионер? — Да вроде. — Работал в огороде? — А он опять: — Да вроде.
Слова бывают разные, Хорошие, простые, Слова бывают праздные — Ненужные, пустые.
Пояснительная записка к уроку В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Проблема духовно-нравственного возрождения человека в общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда такие ценные качества личности, как бескорыстие, доброта, милосердие, патриотизм, стали немодными, является приоритетной и во многом определяющей будущее нашей страны. Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе. Важные личностные качества человека формируются в детстве, поэтому не случайно этой теме на страницах художественных произведений отводится особое место. В какой атмосфере воспитывается ребенок, кто его окружает, кто непосредственно влияет на подростка, какова жизненная позиция взрослых и их нравственные ценности, как воспитывать ребенка (как друга, господина или раба) - эти и многие другие вопросы волнуют в жизни и поднимаются на страницах книг. Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются события, темы, проблемы художественного произведения с жизнью, современной действительность; важно приобщить к сотворчеству, к совместному поиску правильного выхода из сложившейся ситуации; показать в ходе сравнительного анализа преимущества нравственного здорового человека; учить прогнозировать свое будущее на примере жизни литературных героев и их реальных прототипов, дать возможность каждому школьнику почувствовать важность его участия в процессе урока, что в конечном итоге даст положительные результаты. Считаю, что технологии личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, используемые на уроках литературы при анализе текстов художественных произведений совершенствованию культуры межличностных отношений, социализации подростка, воспитанию духовно-нравственной личности. Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения; продолжить работу по совершенствованию культуры межличностных отношений в коллективе. Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, активизировать работу обучающихся на поиск соответствующих параллелей в жизни и других произведениях, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях. Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих читательской культуры школьников. Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.
1
Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад» —
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
2
Дождь пошел и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идет, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь.
Долго-долго будет литься
Дождь, дождь.
Он будет лить часы подряд
На крышу, на дорогу.
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.
3
Отца спросила дочка:
— Не знаю, как прочесть,
Есть слово «провол́очка»
И «пр́оволочка» есть.
А что такое «́атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «́атлас»,
Но есть ведь и «атл́ас».
Отец ответил:
— Дочка,
Уймись на полчасочка.
4
Не поймет Егорка,
Что за поговорка:
«Моя хата с краю —
Ничего не знаю».
Поговорка неправа,
Это старые слова.
Где бы хата ни была,
С краю иль не с краю,
Я за общие дела
Тоже отвечаю.
5
Мальчик Витя перед вами.
Он вступает в разговор.
Он бросается словами,
Будто кольцами жонглер.
Вот клянется он кому-то:
— Ты да я теперь друзья! —
Но уже через минуту
Он кричит:
— При чем тут я!
6
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
— Ты пионер?
— Да вроде.
— Работал в огороде? —
А он опять:
— Да вроде.
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.