Есть дома – настоящие непоседы. Они всегда с хозяином, как раковина с улиткой. Кто
будет спорить, что это очень удобно? Нужен тебе
дом – поставил его, не нужен – сложил в мешок и
забрал с собой на новое место. Такой дом должен
быть лёгким – иначе его не перевезёшь. И ещё он
должен и быстро собираться. А то прибыл
на новую стоянку, а там мороз, снег, ветер –
замёрзнешь, если будешь долго возводить
жилище. Дом-непоседа должен быть готов за полчаса. Столько
времени требуется, например, для возведения чума.
Учёные считают, что именно чум был самым первым настоящим
жилищем, которое придумали люди. Ведь чтобы его построить, нужно
только установить прямые длинные жерди в виде высокого круглого
шалаша и чем-нибудь их покрыть: берёстой, шкурами, войлоком. Есть
даже загадка про чум: «Этого старика все уважают, и одевают, и
раздевают». Впрочем, такую загадку можно загадать и про ярáнгу, и
про ю́рту. Эти дома тоже можно построить очень быстро.
Ярáнга – древнее жильё многих северных народов. Стадá
оленей огромны. Они ходят по тундре с пастбища на пастбище, и
оленеводы вместе с ними. Перейдут на новое место, поставят шесты,
накроют их оленьими шкурами. Внутри делают комнатку тоже из шкур.
Здесь горит огонь и можно спать. На одну ярангу нужно около
пятидесяти шкур.
Для жителей степей самый лучший дом – ю́рта. Само это слово
переводится как народ, родина, семья, отчий дом. Юрту строят из
деревянных жердей, которые
покрывают вóйлоком. Эту плотную и
толстую ткань делают из шерсти овец.
Войлок не пропускает ни снега, ни
дождя. Если жарко, стены можно
приподнять и завернуть вверх.
Но не только у северных и степных
жителей имеется передвижное жильё.
Возможно, и у вас есть дом-непоседа.
Это палатка – младшая сестра
переносных жилищ.
(По книге Ольги Колпаковой «Дома мира»,
иллюстрации художника Ольги Громовой
1. О чём рассказывается в тексте? Отметь самый полный ответ .
о домах в тундре
о передвижных домах
о северных жителях
о степных жителях
2. Допиши предложение. Чтобы собрать передвижной дом,
требуется немного времени: всего .
3. Почему передвижной дом обязательно должен собираться быстро?
Дай ответ на основе текста.
4. Как автор доказывает, что передвижные дома удобны для
человека? Приведи два примера.
1)
2)
5. Найди в тексте предложение. Допиши пропущенные слова.
Ярáнга – древнее жильё .
6. Сколько нужно оленьих шкур для одной яранги?
7. Как ты думаешь, зачем внутри яранги, там, где люди собираются
спать, делают комнатку из шкур?
8. Чем отличается устройство юрты и яранги? Приведи два примера,
опираясь на текст и рисунки.
1)
2)
9. В тексте приводится загадка про чум. Почему автор говорит, что эту
же загадку можно загадать и про ярангу, и про юрту? Отметь один
ответ .
это жильё многих северных народов
это древние жилища
эти дома одинаково собираются и разбираются
это лучшие дома для жителей степей
10. Чум, яранга и юрта – переносны́е домá. Выпиши из текста слово,
которым можно заменить выражение «переносны́е домá».
11. Почему автор называет палатку младшей сестрой переносных
жилищ? Отметь один ответ .
Палатка меньше, чем яранга, юрта или чум
Палатка легче собирается, чем яранга или юрта
В палатке человек живёт непостоянно
Палатка появилась позже других переносных жилищ
12. Как по-другому можно озаглавить текст? Отметь один ответ .
Древнее жильё северных народов
Дома-путешественники
Лучшие дома жителей степей
Дома на колёсах
Василиса Премудрая персонаж многих волшебных народных сказок, иногда она именуется Василисой Прекрасной, Марьей-моревной и др. В одних сказках она дочь морского царя, которая полюбила Ивана-царевича и ему пройти испытания, которые придумывает ее отец, желающий погубить жениха. В других она околдованная царевна, превращенная в лягушку или иное животное, но и в этом случае она Иван-царевичу пройти испытания, которые дает невесткам свекр.
Этой девушке-волшебнице, как сверхъестественному существу, подчиняются все животные и растения, а также стихии, кроме того у нее имеются волшебные предметы или всемогущие мамки-няньки, ловкие молодцы и т. п.). В своих действиях она совершенно не предсказуема и всесильна. Безусловно, что эта девушка не является представителем нашей реальности — мира людей.
Основной конфликт поэмы — конфликт между государством и личностью. Воплощается он прежде всего в образной системе: противопоставлением Петра и Евгения.
Образ Петра центральный в поэме. Пушкин дает в «Медном всаднике» свою трактовку личности и государственной деятельности Петра. Автор изображает два лика императора, во вступлении Петр — человек и государственный деятель:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Им руководит идея блага Отечества, а не произвол. Он понимает историческую закономерность и предстает как решительный, деятельный, мудрый правитель.
В основной части поэмы Петр — памятник первому русскому императору, символизирующий самодержавную власть, готовый подавить любой протест:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Конфликт истории и личности раскрывается через изображение судьбы обыкновенного человека. Хотя Евгения исследователи не включают в галерею «маленьких людей» , тем не менее некоторые типические черты таких героев находим в этом образе. Евгений лишен индивидуальности. Петр I становится для него тем «значительным лицом» , которое появляется в жизни любого «маленького человека» , чтобы разрушить его счастье.
Величие, государственный масштаб образа Петра и ничтожность ограниченность кругом личных забот Евгения подчеркивается композиционно. Монолог Петра во вступлении («И думал он: Отсель грозить мы будем шведу...» ) противопоставлен «думам» Евгения («О чем же думал он? о том, / Что был он беден...») .
Конфликт поддерживается стилистически. Вступление, эпизоды связанные с «кумиром на бронзовом коне» , выдержаны в традиции оды — самого государственного жанра. Там, где речь идет о Евгении, господствует прозаичность.
Противостояние человека и власти, личности и государства — вечная проблема, однозначное решение которой Пушкин считает невозможным.