Роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота» (издательство «Вагриус», 1996)
Роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» – одно из лучших произведений писателя, ставшего известным благодаря романам «Омон Ра» (1992) и «Жизнь насекомых» (1993). В новом романе Пелевин пытается соединить в рамках единого фантастического сюжета события, происходящие в Москве 90-х годов и в России 1919 года, в разгар Гражданской войны, где декадент Петр Пустота встречается с легендарным комдивом Чапаевым, который сам оказывается декадентствующим философом.
Одно из ключевых понятий 90-х - "искренность". Она противостоит подчеркнутому "дистанцированию" от авторства.
Анализ книги:
Достоинства: Пелевин в расцвете творческих сил и оригинальности
Недостатки: не обнаружено;
Пелевину свойственно использование известных имен и исторических/литературных персонажей в качестве главных героев - Граф Толстой, Эрнесто «Че» Гевара, Чапаев, Федор Достоевский… Таков пелевинский стиль. Делается это по большей части для яркости образа и еще отчасти, чтобы отдать дань уважения жанру постмодерна – циничное и утилитарное использование образов, которыми сам автор, некогда зачитывался и восхищался.
Отсутствие сюжетной точки отсчета. Повествование начинается с определенных событий, которые по умолчанию воспринимаются читателем, как основа, заложенная автором для понимания дальнейшего (как это обычно бывает). Но потом выясняется, что это вовсе не основа, а глюк главного героя, который очухивается от него и ничего не понимает. Потом он старается понять, где же настоящая реальность, а где иллюзорная. Подобная игра с читателем под условным названием "угадай, что реальность, а что глюк главного героя" довольно интересна и увлекательна.
Мировоззренческий релятивизм. Из романа в роман можно увидеть узнаваемые типажи, которые в свойственной им манере рассказывают о вечных истинах, условности восприятия и своей жизненной позиции. Неоднократно использующийся из романа в роман прием, когда какой-нибудь простоватый, добившийся в жизни социального и финансового успеха, персонаж высказывается только в конкретном и бесспорном ключе, мол, можно и нужно говорить только о мире видимом, а то, что плетут все эти сказочники, не достойно внимания взрослого разумного человека. И еще этот автор любит сталкивать подобных персонажей с их противоположностями, которые ищут глубину, смысл жизни и философский подтекст в этой жизни. Обычно получается, что на словах самоуверенные и циничные прагматики побеждают, но по дальнейшим событиям и вообще по поступкам становится очевидным, что правы таки вторые вывести простых и практичных людей на философствования и общие рассуждения об устройстве Вселенной, как правило, являются наркотики.
Очень многие видят в «Чапаеве» буддизм, отсылки к ирреальности, философским сентенциям и прочему (и правильно делают), но почему-то мало кто видит в этом романе сильное влияние Кастанеды. Ведь это ранний период творчества, а Виктор Пелевин в занимался переводами текстов Кастанеды и был очень им увлечен. Именно поэтому без труда узнается в Чапаеве дон Хуан, а в бароне Юнгерне (Черном Бароне) дон Хенаро – не увидеть этого может исключительно тот, кто ни разу в жизни не читал книг Кастанеды. Самое простое и очевидное – Черный Барон бьет Петьку по лопаткам и мир вокруг меняется. Это смещение так называемой точки сборки, когда привычная реальность перестает быть привычной (если выражаться просто). Еще самая концовка книг – это ясная и очевидная отсылка к книге Кастанеды «Огонь изнутри».
В данной книге есть всё, присущее Пелевину – жонглирование смыслами привычных понятий, невеселые и жизненные рассуждения о судьбах России, яркий символизм, оригинальные образы… и конечно же неопределенная концовка.
только о войне Автограф на рехстаге Город выл, колыхался от шквального вихря и гула, — За его злодеяния вот и расплата пришла! Глухо сыпались стены домов, этажи оседали, И железные крыши срывались, летя в небеса.
Вдоль прострелянных улиц, как свечи горели деревья, В городское метро устремилась рекою вода. Бомбовые налеты вздымали военную вьюгу И ракеты, и танки глушили становье врага!
А на озере Лебедь в саду, на окраине града, Затихает берлинского штурма большая страда. Очумелые женщины, в омут швырнув своих киндер, Собираются сами разделаться с жизнью своей.
Среди рыб перевёрнутых, тины озерной и грязи Их за космы таскали Дикун и ефрейтор Цветков. Поблизу старшина Мусиенко сидел на лафете орудья, Ясеневую трубку свою старина преспокойно курил.
И когда обалделые фрау из смертного вышли экстаза — С криком раненых птиц заслоняли руками детей, Целовали солдат, подаривших им небо и солнце… — Старшина отвернулся и под ноги плюнул презренно.
У него в Таганроге отца расстреляли фашисты И сестру, изнасиловав, в рабство угнали из дома. Над Берлином затмение черного дыма и гари На помятый рейхстаг, на озёрную рябь оседает.
Выпил пива баварского всласть старшина Мусиенко, На позорной стене исторический вывел автограф: «Нет лучшего блага,
Роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота» (издательство «Вагриус», 1996)
Роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» – одно из лучших произведений писателя, ставшего известным благодаря романам «Омон Ра» (1992) и «Жизнь насекомых» (1993). В новом романе Пелевин пытается соединить в рамках единого фантастического сюжета события, происходящие в Москве 90-х годов и в России 1919 года, в разгар Гражданской войны, где декадент Петр Пустота встречается с легендарным комдивом Чапаевым, который сам оказывается декадентствующим философом.
Одно из ключевых понятий 90-х - "искренность". Она противостоит подчеркнутому "дистанцированию" от авторства.
Анализ книги:
Достоинства:
Пелевин в расцвете творческих сил и оригинальности
Недостатки:
не обнаружено;
Пелевину свойственно использование известных имен и исторических/литературных персонажей в качестве главных героев - Граф Толстой, Эрнесто «Че» Гевара, Чапаев, Федор Достоевский… Таков пелевинский стиль. Делается это по большей части для яркости образа и еще отчасти, чтобы отдать дань уважения жанру постмодерна – циничное и утилитарное использование образов, которыми сам автор, некогда зачитывался и восхищался.
Отсутствие сюжетной точки отсчета. Повествование начинается с определенных событий, которые по умолчанию воспринимаются читателем, как основа, заложенная автором для понимания дальнейшего (как это обычно бывает). Но потом выясняется, что это вовсе не основа, а глюк главного героя, который очухивается от него и ничего не понимает. Потом он старается понять, где же настоящая реальность, а где иллюзорная. Подобная игра с читателем под условным названием "угадай, что реальность, а что глюк главного героя" довольно интересна и увлекательна.
Мировоззренческий релятивизм. Из романа в роман можно увидеть узнаваемые типажи, которые в свойственной им манере рассказывают о вечных истинах, условности восприятия и своей жизненной позиции. Неоднократно использующийся из романа в роман прием, когда какой-нибудь простоватый, добившийся в жизни социального и финансового успеха, персонаж высказывается только в конкретном и бесспорном ключе, мол, можно и нужно говорить только о мире видимом, а то, что плетут все эти сказочники, не достойно внимания взрослого разумного человека. И еще этот автор любит сталкивать подобных персонажей с их противоположностями, которые ищут глубину, смысл жизни и философский подтекст в этой жизни. Обычно получается, что на словах самоуверенные и циничные прагматики побеждают, но по дальнейшим событиям и вообще по поступкам становится очевидным, что правы таки вторые вывести простых и практичных людей на философствования и общие рассуждения об устройстве Вселенной, как правило, являются наркотики.
Очень многие видят в «Чапаеве» буддизм, отсылки к ирреальности, философским сентенциям и прочему (и правильно делают), но почему-то мало кто видит в этом романе сильное влияние Кастанеды. Ведь это ранний период творчества, а Виктор Пелевин в занимался переводами текстов Кастанеды и был очень им увлечен. Именно поэтому без труда узнается в Чапаеве дон Хуан, а в бароне Юнгерне (Черном Бароне) дон Хенаро – не увидеть этого может исключительно тот, кто ни разу в жизни не читал книг Кастанеды. Самое простое и очевидное – Черный Барон бьет Петьку по лопаткам и мир вокруг меняется. Это смещение так называемой точки сборки, когда привычная реальность перестает быть привычной (если выражаться просто). Еще самая концовка книг – это ясная и очевидная отсылка к книге Кастанеды «Огонь изнутри».
В данной книге есть всё, присущее Пелевину – жонглирование смыслами привычных понятий, невеселые и жизненные рассуждения о судьбах России, яркий символизм, оригинальные образы… и конечно же неопределенная концовка.
только о войне Автограф на рехстаге
Город выл, колыхался от шквального вихря и гула, —
За его злодеяния вот и расплата пришла!
Глухо сыпались стены домов, этажи оседали,
И железные крыши срывались, летя в небеса.
Вдоль прострелянных улиц, как свечи горели деревья,
В городское метро устремилась рекою вода.
Бомбовые налеты вздымали военную вьюгу
И ракеты, и танки глушили становье врага!
А на озере Лебедь в саду, на окраине града,
Затихает берлинского штурма большая страда.
Очумелые женщины, в омут швырнув своих киндер,
Собираются сами разделаться с жизнью своей.
Среди рыб перевёрнутых, тины озерной и грязи
Их за космы таскали Дикун и ефрейтор Цветков.
Поблизу старшина Мусиенко сидел на лафете орудья,
Ясеневую трубку свою старина преспокойно курил.
И когда обалделые фрау из смертного вышли экстаза —
С криком раненых птиц заслоняли руками детей,
Целовали солдат, подаривших им небо и солнце… —
Старшина отвернулся и под ноги плюнул презренно.
У него в Таганроге отца расстреляли фашисты
И сестру, изнасиловав, в рабство угнали из дома.
Над Берлином затмение черного дыма и гари
На помятый рейхстаг, на озёрную рябь оседает.
Выпил пива баварского всласть старшина Мусиенко,
На позорной стене исторический вывел автограф:
«Нет лучшего блага,